Психолого-педагогические условия реализации модели дифференцированного подхода к коррекции нарушений чтения младших школьников с неярко выраженными нарушениями развития в условиях логопедического кабинета

Жаркова Е.А.,

Череповецкая детская городская поликлиника №2,

Череповецкий государственный университет,

Вологодская область, г. Череповец

 

В последнее время в связи с проблемой неуспеваемости в центре внимания исследователей все чаще оказываются дети с неярко выраженными нарушениями  развития, относящиеся к группе  социально-компенсированных детей с легкой степенью выраженности  первичного дефекта, что соответствует в международной классификации болезней расстройствам речи (F80), общим расстройствам развития (F84), эмоциональным нарушениям и расстройствам поведения (F91-98), гиперкинетическим расстройствам (F90), куда включаются «расстройства  или  синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» [3].

Гетерогенный и своеобразный характер нарушений у данного контингента детей не позволяет эффективно и оптимально выстроить коррекционную работу в  учреждениях общеобразовательной направленности и осуществлять дифференцированный подход в русле образовательного процесса в связи с их особенностями развития и обучения.

Целью нашего исследования явилось выявление особенностей овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста с неярко выраженными нарушениями развития, в частности, с СДВГ. Анализ результатов экспериментальной работы с использованием  дифференциальной  диагностики нарушений чтения и СДВГ детей младшего школьного возраста в условиях логопедического кабинета позволил выявить качественно неоднородный уровень и дифференцированный характер сформированности навыка чтения и определить типологические группы нарушений в структуре дефекта – от непатологических форм отставания в овладении навыком чтения до патологических форм нарушений чтения – дислексии, позволяющий описать типологические группы младших школьников с СДВГ в зависимости от уровня сформированности навыка чтения и состава нарушения чтения( специфические нарушения чтения (первичная дислексия), неспецифические нарушения чтения, обусловленные проявлениями СДВГ(вторичная дислексия), запаздывание в темпах  овладения навыком чтения) [1].

На основе анализа результатов экспериментальной нами спроектирована и создана модель дифференцированного подхода к коррекции нарушений чтения (дислексии), обоснованы педагогические условия ее реализации с целью повышения эффективности коррекционного процесса. Структуру модели определяют цели, задачи, методы, формы и приемы работы; содержание коррекционного процесса в условиях логопедического кабинета  в зависимости от уровня сформированности  навыка чтения и состава нарушения чтения у младших школьников с СДВГ( коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих функциональный базис чтения; формирование навыка чтения с учетом уровня сформированности навыка чтения и структуры нарушения чтения; формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения); стратегиальные направления (медикаментозная терапия и немедикаментозная  коррекция (психолого-педагогическая и логопедическая коррекция), которые опираются на фундаментальные принципы коррекционной педагогики и специальной психологии: учета симптоматики и степени выраженности нарушений; системного строения дефекта и его социальной обусловленности; оптимального сочетания «нормативности» развития с «личностными достижениями»; учета возрастно-психологических воздействий; уровнем формирования навыка; комплексности и системности коррекционных воздействий; уровневым формированием навыка; комплексности и системности коррекционных воздействий.

В структуре модели нами определены психолого-педагогические условия реализации дифференцированной помощи по коррекции нарушений чтения у младших школьников с СДВГ: взаимодействие специалистов, родителей при активном участии ребенка в условиях логопедического кабинета, школы и дома; дифференциация комплексного коррекционного воздействия с учетом неоднородности характера и структуры нарушений чтения; оптимизация коррекционного процесса (вариативность методического содержания предъявляемого учебного материала по степени сложности и объему; гибкое изменение целей заданий, количества, времени и темпа занятий с учетом индивидуализации темпа, этапа и уровня автоматизации навыка чтения; вариативность форм, методов и приемов работы с опорой на доминирование слуховых или зрительных систем или дополнительной опоры за счет сохранного анализатора; системность, дозированность и многократность  стимулов в процессе коррекционного воздействия; вариативность форм, методов и приемов работы; формирование положительной мотивации с использованием психолого-педагогических и психотерапевтических подходов; изменение условий восприятия учебного материала с учетом «гигиены среды» и психофизиологических особенностей детей с СДВГ); организация мероприятий по информированию и повышению компетентности специалистов, родителей о психофизиологических особенностях и причинах  СДВГ и нарушений чтения (дислексии), путях их преодоления [2].

В ходе сравнительного анализа результатов  до и после обучающего эксперимента, в котором последовательно реализовывались психолого- педагогические условия повышения эффективности коррекции нарушения чтения  младших школьников с СДВГ, удалось обеспечить существенную положительную динамику в овладении навыком чтения у данного контингента детей [2].

Список литературы:

1. Жаркова Е.А. Клинико-педагогическое исследование нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания в условиях логопедического кабинета поликлиники поликлиники // Вестник Череповецкого государственного [Текст] / Е.А. Жаркова // Вестник ЧГУ. – Череповец, 2013. – № 2 (47). – Т. 1. – С. 102 – 106 (0,5 п.л.); vestnik-chsu@yandex.ru

2. Жаркова Е.А. Дифференциальный подход в процессе коррекции нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в условиях поликлиники // Вестник ЧГУ, Череповец, № 4 (51), 2013. – Т. 1. – С. 122-126; vestnik-chsu@yandex.ru

3. Овчинникова Т.С. Система обучения и воспитания дошкольников с неярко выраженными нарушениями развития в группах общеразвивающей направленности: Автореф.дис…канд.пед.наук. – М, 2013. – С.40.