Пыжова Е.А. Формирование положительной мотивации – как задача психологического сопровождения учащихся 6-8 классов

 

Пыжова Е.А.,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38»,

Российская Федерация, г.Тверь

 

В современных школах России формирование активной личности не возможно без активности к овладению знаниями. Для этого у каждого ученика должна быть сформирована положительная мотивация учения, обучения в целом. Однако, до сих пор, проблема снижения мотивации школьников в среднем звене остается приоритетной.


Характер мотивации учения и особенности личности являются, так называемыми, показателями качества образования [4].  Это напрямую соответствует стандартам ФГОС, где одним из основных требований является – требование  к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования [1,2].  В пункте 5 ФГОС указывается, что стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), где одной из характеристик выпускника отмечается «мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [1, С. 2-3]. Также в шестом пункте говорится о том, что стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:


личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. [1]


Таким образом, без формирования мотивации к обучению невозможно говорить о личностном развитии школьника, его самоопределении и т.д. Соответственно, перед педагогами-психологами образовательных учреждений и педагогами, работающими с детьми в рамках реализации задач ФГОС, стоит основная роль в решении данной проблемы – повышение мотивации обучения.


Отправной точкой в решении данной проблемы должна стать разработка подходов на всех этапах образования, где развитие личности происходит, начиная с семьи, детского сада и, впоследствии, начальном, среднем и старшем звене школьного обучения.


Изучая развитие личности в начальном звене, необходимо отметить, что формирование мотивации к обучению, в основном, происходит с проявлением высокого и хорошего уровня в 1-м классе, исключением являются дезадаптация и низкий уровень мотивации первоклассников в период адаптации (в 2011-2012 учебному году выявлено всего 4% среди учащихся первых классов). На ступени перехода их начального в среднее звено сниженный уровень мотивации по методике М.Р. Гинзбурга был выявлен у 5 % учащихся [1], а основная часть 56% проявили очень высокий уровень мотивации.


В девятых классах низкий уровень мотивации установлен у 2%, однако почти 50% девятиклассников проявили высокий уровень мотивации, в одиннадцатом классе же высокий уровень выявлен у 68% и низкий у 6% учащихся. Что касается среднего звена, а именно седьмых классов, то высокий уровень мотивации определен у 25% учащихся (основная часть параллели показали средний уровень – 59% и сниженный – 13%). Такие показатели свидетельствует о резком снижении мотивации к обучению. На первое место, по методике М.Р.Гинзбурга, у этих учащихся выходит игровой мотив, который связан с общением, увлечением, хобби, взаимодействием с другими людьми помимо учебной деятельности и т.д.  На втором – социальный мотив, связанный с различным видом взаимодействия школьника с другими людьми, осознанием социальной необходимости, долга и ответственности, стремлением хорошо подготовиться к выбору профессии, и позиционный, который проявляется в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера и т.д., данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Однако в 9 классах на первом месте – оценочный мотив (ориентирование на получение отметок, оценку результата учебы взрослыми и т.д.), в 10-11 классах – позиционный, а в 4 классах – это учебный мотив (связан с учебной деятельностью, выполнением заданий, изучением материала и т.д.).


В 6 и 8 классах ситуация с мотивацией к обучению обстоит примерно так же, как и в седьмых и ведущим мотивом является мотив общения (игровой). Соответственно, основной целью психологического сопровождения учащихся 6-8 классов является формирование положительной мотивации.


В первую очередь, для достижения положительной мотивации к обучению необходим правильно построенный урок. То же самое  пишет и Е.В. Акрамова, что одним из основных этапов развития положительной мотивации к учению является урок [3]. Поэтому она считает, что необходимо создать благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке для формирования положительной мотивации к обучению. Для этого она предлагает рассмотреть содержание этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности:


1. Мотивационный этап.


На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач. Весь этот этап изучения темы весьма важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся.


2.  Операционально-познавательный этап.


На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач. Тем самым учащиеся как бы вводятся в лабораторию мысли соответствующих наук, приобретают опыт подлинно творческой деятельности, творческого мышления. Все это чрезвычайно мощное средство, способствующее становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.


3.  Рефлексивно-оценочный этап.


Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности [3].


Если рассмотреть само понятие, то Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования[3]. Соответственно, задача педагогов создать те условия во время урока, которые будут побуждать к познавательной деятельности. Конечно же, необходимо учитывать и работу с родителями, педагогами и учащимися. Эти направления входят в основные направления педагога-психолога школы.


Для достижения положительной мотивации многими специалистами предлагаются разные рекомендации для всех субъектов образовательного процесса, и каждые из них индивидуальны по конкретным ситуациям. Так Н.В.Попова [4] предлагает такие рекомендации для учащихся:

 

  1. Почаще просматривайте эти записи.
  2. Постарайтесь думать и делать так, чтобы для вас были более характерны признаки положительной мотивации.
  3. Со временем наблюдайте, как изменяются ваши учебные результаты.

Родители, как она считает, влияют на мотивацию учащихся. Поэтому для формирования положительной мотивации к учению родителям предлагаются следующие советы [4]:
 

  1. Интересоваться делами, учёбой ребёнка.
  2. Помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность.
  3. Объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал.
  4. Чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, как пишет в своей статье Попова Н.В., дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организуя обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся [4].


Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата она предлагает [4]:

 

  1. Создать комфортную атмосферу на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса.
  2. Создать нестандартные ситуации на уроке.
  3. Демонстрировать достижения каждого учащегося на каждом уроке.
  4. Создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя.
  5. Хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Конечно же, отслеживать формирование мотивации учащихся необходимо на протяжении всего периода обучения, начиная с первых классов и, уже, в пятых классах необходимо выстраивать измененную систему ведения уроков, привлечения учащихся к различным видам деятельности во внеурочной деятельности. Одними рекомендациями для родителей не достаточно стимулировать школьников к познавательной деятельности и проявлению положительной мотивации в процессе учебы. Для того чтобы была результативность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, направленная на повышение мотивации среднего звена, необходимо объединить усилия всех участников учебного процесса (ученик, педагог, психолог, администрация школы и родители), чтобы создать все необходимые благоприятные условия. Нужно учитывать и индивидуальные способности каждого ученика и не оценивать всех по стандартной оценке, а по его способностям. Также учитывать то, что в 6-8 классах ведущим мотивом  является мотив общения. Его можно применить во время уроков, привлекая ребят к совместной деятельности в группах, выполняя исследовательскую работу, проекты, доклады, рефераты и т.д. при такой форме обучения будут чаще раскрываться таланты и одаренные дети, появится стимул к учебе и добыванию новых знаний.


Литература

1. Федеральный Государственный стандарт среднего (полного) общего образования / [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 07.12.2012)

2. Приказ № 413 от 17 мая 2012г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» / [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru (дата обращения 07.12.2012)

3. Акрамова Е.В. Психологическое сопровождение классно-обобщающего контроля как аспект повышения мотивации к школьному обучению / [Электронный ресурс]: http://do.gendocs.ru/docs/index-259679.html (дата обращения 07.12.2012)

4. Попова Н.В. Мотивация учебной деятельности учащихся. Дифференцированный подход к обучению / журнал «Первое сентября» // [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/508356/ (дата обращения 07.12.2012)


[1] Здесь и далее данные исследования использованы из отчета мониторинга уровня мотивации обучения МОУ СОШ № 38 г.Твери за 2011-2012 учебный год. Пыжова Е.А.