РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Кривозуб. Ю.В

УО «ГГУ им. Скорины», 3 курс

Республика Беларусь, г. Гомель

 

Современные экологические, экономические и социально-психологические условия вынуждают людей искать новые пути в оптимизации отношений не только между человеком и средой, но и между самими людьми, так как их взаимодействие также отражается и на окружающей среде.

В настоящий момент естественные условия жизни человека стали более динамичны, разнообразны. Современные ученые отмечают, что созданные устойчивые климатические условия, отсутствие сезонности в смене цвета и запаха в квартирах, офисах, автомобилях приводят к появлению пренебрежительного отношения к природе, игнорированию естественного хода событий, оторванности от реальности. Отсюда проистекают многие психологические проблемы: апатия, депрессия, повышенная возбудимость и агрессивность. Научно-технический прогресс и развитие производительных сил, особенно связанных с атомной энергетикой и ее военным использованием, сыграли большую роль в становлении проблем экологии. Развитие этих отраслей привело к прогнозированию следующих глобальных антропогенных воздействий: парникового эффекта, повсеместного потепления, изменения воздушной среды и климата, исчезновения озонового слоя и других, которые ставят под угрозу само существование человечества. Вопрос сохранения жизни на Земле находится в центре внимания общественных и гуманитарных наук: социологии, философии, педагогики, психологии и других. В данном случае связь экологии и психологии представлена экологической психологией [1].

Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были предприняты ещё в эпоху античности. Дальнейшие исследования, связанные с проблемами взаимодействия человека и окружающей среды привели к развитию экологической науки. А уже к 1943 году было впервые использовано понятие «environmental psychology» в теории Э.Брунсвика. Д. Дерябо и В.А. Ясвин определяют экологическую психологию как направление психологии, исследующее индивидуальное и групповое экологическое сознание [2].

В настоящее время экологическое сознание определяется как форма общественного сознания, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного существования человека [3].

Для того чтобы человек осознал, что для сохранения планеты с её природой, ресурсами, первозданной чистотой для будущих поколений одного желания и обучения недостаточно, нужна соответствующая реальность, т.е. граждане любого возраста должны осознавать, что в государстве, где они проживают, экологическая политика направлена на сохранение и преумножение природных богатств, оздоровление людей, проживающих в экологически неблагополучных регионах. Следовательно, путь к выживанию человечества лежит через развитие и распространение экологического образования, которое способствует формированию высокого уровня экологического сознания у населения, в результате чего человек может осознать и принять ответственность за развитие самого себя, планеты и природы в целом [4].

Сформированное экологическое сознание личности является ключом к осмыслению, познанию, пониманию экологических проблем и, как результат, потребности их решения. В настоящее время выделяют четыре вида экологического сознания.

Коллективное экологическое сознание – это общность взглядов на стратегию отношения к природе, обусловленную уровнем понимания природы, среды как неотъемлемой части человека и человечества в целом.

Индивидуальное экологическое сознание есть результат индивидуального конкретного опыта взаимодействия с природой, знания о природе и внешней среде, полученного в процессе обучения и взаимодействия с социумом.

Обыденное экологическое сознание - это сознание, в котором ведущее место занимают взгляды, сформированные на основе непосредственного прямого контакта с тем или иным объектом, процессом внешнего мира и тех сведений, которые были получены из некомпетентных источников.

Научно обоснованное экологическое сознание базируется на реальных прогнозах возможных последствий вмешательства в природу, на обоснованной оценке значимости прогнозируемых изменений как для данной группы и ее членов, так и общества в целом [5].

Несформированность экологического сознания, вне зависимости от вида, или его низкий уровень приводят к тому, что люди, столкнувшись с новыми условиями жизни, не знают, как адаптироваться к ним, что в результате проявляется в виде различных психических расстройств.

Психологические нездоровье, как правило, отмечаются у тех людей, которые выросли в неблагоприятных условиях, в условиях семейного разлада, у людей, живущих в зонах экологического неблагополучия. К сожалению, зоны экологического неблагополучия, в большинстве случаев характерны для районов с низким экономическим положением. людей, проживающих там, не хватает средств на существование, плохая медицинская помощь, плохое питание, население не обеспечено трудовыми ресурсами, низкая заработная плата, плохое образование, зачастую вовсе отсутствуют школы. Население, проживающее в этих районах не способно развить экологическое сознание, которое способствовало бы поиску новых решений, так как для этого необходимо устранить факторы, мешающие его развитию.

Население, проживающее в достаточно благоприятных условиях так же не обладает высоким уровнем экологического сознания, так как большинство стран мира не стимулирует его развитие. В этой ситуации люди не могут ощутить себя не только частью природы, но и даже частичкой общества. Каждый человек живёт отдельно не вникая в чужие проблемы, и считает, что все экологические, экономические, социальные и ряд других факторов его никогда не коснутся. Так же люди, проживающие в крупных мегаполисах испытывают ежедневный стресс: большая численность населения, высокий уровень шума, проживание в высокоэтажных домах, загрязненный воздух и многое другое. К таким условиям человек приспосабливается, однако все это приводит к повышению уровня тревоги, появлению раздражительности и повышенной агрессивности, появлению депрессии и в целом к нарушению психологического здоровья личности.

Психологическое здоровье личности ¾ это уровень умственного, эмоционального благополучия или отсутствия психического расстройства [6].

Для психологически здоровой личности характерен душевный комфорт; адекватность социального поведения; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность; уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе; стремление к личностному росту, саморазвитию; забота о своем здоровье; бережная забота о близких людях; позитивное отношение к окружающим.

В сохранении психологического здоровья большую роль играет образ жизни человека. С другой стороны, здоровый образ жизни определяется уровнем психологической культуры человека и включает в себя: стремление к физическому и духовному совершенству; достижение душевной и психической гармонии с самим собой и с внешним миром; организацию здорового питания, оптимальных нагрузок и отдыха; исключение из жизни вредных для организма и психики вредных привычек и саморазрушающего поведения [2].

Таким образом можно говорить о том, что для сохранения психологического здоровья личности необходим высокий уровень развития экологического сознания, который будет способствовать адекватной адаптации личности и восприятию изменений окружающего среды. Людям с высоким уровнем экологического сознания будет легче найти пути решения для изменения экологической ситуации.

Литература

1. Глебов, В.В. Экологическая психология: Учеб. Пособие / В.В. Глебов. – М.: РУДН, 2008. – 243 с.

2. Стерлигова, Е.А. История развития и становления экологической психологии / Е.А. Стерлигова // Вестник Пермского университета. – 2011. – № 1 (5) – С. 1 – 5.

3. Аллахвердов, В.М., Проблемы психологии сознания / В.М. Аллахвердов, Л.В. Куликов // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2008. – № 12 (2) – С. 4-6.

4. Федотов, А.В. Экологическое сознание студентов разных этносов / А.В. Федотов // Учебные записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – С. 1 – 3.

5. Ананьев, В.А. Психология здоровья: концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь,2006. – 384 с.

6. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер,2006. – 240 с.