РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катаева Л.Ю.

МарГУ, 4 курс

РМЭ, г. Йошкар-Ола

Графомоторный навык – это определенные привычные движения пишущей руки, позволяющие изображать письменно звуки и их соединения.

Формирование графомоторного навыка психологически и физиологически происходит довольно сложно. В процесс письма вовлекаются кора головного мозга, анализаторы – слуховой и зрительный, работа некоторых мышц тела. Графический навык представляет собой сложное действие – речевое (интеллектуальное) и двигательное. Перед тем, как зафиксировать услышанное слово, человек задумывается, какую именно букву ему нужно написать в данном случае. Недоразвитие у ребенка данного навыка отрицательно сказывается на овладении им письменной речью, а так же на развитии ребенка в целом.

Для формирования графомоторного навыка нужно подготовить ребенка к обучению. Важнейшими предпосылками для формирования данного навыка является сохранное пространственное восприятие, зрительно-пространственное представление, дифференцировка ребенком правой и левой стороны, ощущение собственного тела в пространстве. Также значительным в овладении письмом является сформированность двигательной сферы, пространственного, динамического, статического и конструктивного праксиса, развитость слухо- и оптико-моторных координаций.[2]

В настоящее время у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточная сформированность графомоторного навыка, несмотря на то, что уделяется немало внимания на развитие ручной моторики и формирование данного навыка. Особенно это касается категории детей с задержкой психического развития. Причины могут быть разными: недостаточное развитие зрительного восприятия и памяти, пространственных представлений, межанализаторного взаимодействия, ручной моторики. Дефицитарность каждой из этих функций может привести к трудностям в овладении письмом.[1]

Нарушения двигательной функции, которые нередко встречаются у детей с задержкой психического развития, обычно являются следствием раннего поражения центральной нервной системы. Без своевременного коррекционного вмешательства они могут привести к вторичному недоразвитию более сложных дифференцированных движений и действий.

Процесс письма осуществляется с помощью инструментов для письма (ручка, карандаш, фломастер, мел и др.), которым человек передвигает рукой, при этом контролируя ее движения зрительно. В зависимости от того, каким инструментом пользуется при письме, соответственно, движения и приемы будут разными. Для письма необходимо владеть инструментами для письма, наблюдать за правильным положением тетради и ее движениями, принимать правильную позу и посадку, осуществлять зрительный контроль за движениями пишущей руки.

В формировании графомоторного навыка Т.П. Сальникова выделяет три этапа: аналитический, синтетический, автоматизация. Важным условием успешного формирования графомоторного навыка на аналитическом этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки. На синтетическом этапе большая роль отводится формированию двигательного и зрительного контроля при письме, ведущим является зрительный. На этапе автоматизации происходит фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения.

Без упражнений и закреплений сформировать навык невозможно, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка.

Исследования графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития показывает, что у них затруднено воспроизведение рядов с элементами одинаковой величины, а также и с заменяющими друг друга элементами разной величины. При диагностике у детей наблюдались: напряженность пишущей руки, частый отрыв карандаша от листа, несоблюдение размеров графических элементов, последовательности написания, плавного перехода между элементами, медленный темп. Детям было трудно удерживать карандаш и одновременно выполнять графические элементы. Также у детей наблюдаются сложности в запоминании воспроизведенной последовательности.[3]

При наблюдении за детьми во время письма можно предположить, что частые остановки и отрывы руки от тетради, что они быстро утомляются и им необходимо больше времени для отдыха.

Таким образом, можно сделать вывод, что двигательные затруднения и неавтоматизированность графомоторного навыка, низкий самоконтроль приводят к дезорганизации процесса письма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, при этом нарушается слаженность и координация между структурированием языковых элементов и их записью, что проявляется в виде ошибок при письме.

Список использованных источников:

1. Логинова, В.И., Бабаева, Т.И., Ноткина, Н.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду // Изд. 3-е, перераб. СПб.: Детство-Пресс. 2014. 244 с.

2. Сборник методических материалов по развитию графомоторных навыков у дошкольников (из опыта работы воспитателей ДОУ г. Шарьи), 2015.

3. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 50 с.