Развитие личности ребенка в процессе экологического воспитания

Александрова В.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 г. Йошкар-Олы «Колосок»

Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола

На сегодняшний день одной из главных проблем в педагогике считается экологическая культура, а сформировать ее получается только при реализации экологического образования с определенным воспитанием которое должно прививаться еще с раннего детства. При этом непрерывное экологическое образование представляет собой специальную систему в педагогике.

Особенно важную роль имеет воспитание в первые несколько лет жизни, именно в этот период формируются основы личности человека, и при правильном педагогическом подношении активно развиваются умственные способности, появляется общее представление об окружающем мире, начинает проявляться характер, чувства и привычки.

Присвоение гармонического развития в детском возрасте включает в себя не только определенные знания и навыки, методы подхода к той или иной информации, но и наличие высокого стремление к чему-то новому, внутренней мотивировки с чувством собственного достоинства, совестью и самоконтролем. Воспитание ребенка дошкольного возраста представляет собой целостное образование, разделенное на несколько уровней с психической и волевой регуляцией поведения. Одной из важных целей остается воспитание познавательных, нравственных и других мотивов.

Для того чтоб у ребенка правильно сформировалась личность, должны прививаться познавательные интересы. В связи с общими представлениями, у ребенка проявляются свои собственные интересы. Интерес ко всему неизвестному и новому заключается в постоянном задавании вопросов: «для чего?», «почему?» «из-за чего?», именно это помогает осваивать окружающее, вызывает удивление и привлекает внимание. Именно благодаря таким многочисленным вопросам ребенок познает мир, а мы узнаем его: его увлечения и проблемы. Но всегда ли мы обращаем внимание на эти вопросы? И даем ли ответы на них? Крайне важно поддерживать стремления ребенка, и даже пробуждать заинтересованность ко всему происходящему. Ни в коем случае нельзя игнорировать и проявлять равнодушие к такому стремлению и познанию всего нового. Именно в этом дошкольном возрасте закладывается познавательный интерес к окружающим предметам и явлениям, которые запоминаются и сохраняются на всю жизнь. Ребенок пытается найти объяснение какому-либо явлению и ставит перед собой познавательные задачи. Здесь начинается плавный переход от обычного любопытства которое постепенно перерастает в любознательность. Начинает проявляться произвольность в поступках, на которые влияет сложившийся характер.

О такой важности развития познавательных интересов у детей говорили многие исследователи, из них: В.С. Иванова, А.А Люблинская, Е.Ф. Рыбалко и другие. Они утверждали что такой интерес способствует развитию мыслительной деятельности, придавая им эмоциональной окрашенности и продуктивности. При этом ребенок способен эффективнее сосредотачивать свое внимание, применяя волевые усилия, становится более самостоятельным в решении практических и умственных задач. Многие психологи, например: В.С. Мухина, Л.И. Божович делились своими знаниями, о том что достаточно развитые познавательные интересы - это явный признак умственной готовности ребенка к школе.

В современной жизни экологическое и нравственное воспитание является острой проблемой для детей дошкольного возраста.

Основным противоречием современной жизни является развитие своеобразной «стратегии» преобразовательных действий, а так же «стратегии» развитияэкосистем. В связи с активным развитием научного прогресса, возникли необоснованные предположения о зависимости человека от природы. И разрешить предположения и противоречия возможно лишь путем понятия феномена природы, где человек становится важной частью природы, проблема заключается в гармонизации отношений человека с природой. Изучение данного взаимоотношения «человек-природа» доказывает возникновение проблемы с времен появления человека и имеет несколько сторон, на которые можно смотреть по-разному: первое - когда человек это часть природы, который не может жить в других условиях, только с природой. И конечно же получается другая сторона, это взаимоотношение человека с природой и забота о ней, восстановление и сохранность существующего, как места постоянного обитания. Но если сравнить человека с другими живыми существами, то первый наделен интеллектом и эстетическими соображениями. Для человека природа это не только жизнь, но и возможность умственного, всестороннего развития.

Потому как ребенок относится к природе, можно оценить уровень его экологического воспитания.

Любое человеческое отношение, если рассматривать с психологической стороны, представляют собой внутреннюю индивидуально-избирательную сторону и его многообразные связи с различной действительностью. Индивидуальные отношения человека ко всему происходящему относятся к внутреннему потенциалу его действий, чувств, эмоций и поведения. Деятельность в психологическом плане, функции, активная характеристика проявляются в отношении человека к поставленной задаче, процессу и условиям выполнения. Психологические отношения - это целая система личных, сознательных связей с разными сторонами объективных занятий. Это целая система, которая исходит из начала истории появления человека, где проявляется накопленный опыт и затем внутренне принимаются определенные решения. Это так же включает взаимосвязь с несколькими компонентами, а именно с тремя: практическими, интеллектуальными (ощущения, цели, интересы) и пробуждающими. Если соединить их воедино, то получается общее структурно-функциональное отношение.

Развитие личности у детей дошкольного возраста, его воспитание и правильное отношение ко всему окружающему, в том числе и природе - это трудоемкий педагогический процесс, основой которого является правильное всестороннее развитие эмоционального характера.

Педагоги и воспитатели ДОУ должны прививать воспитанникам экологическую культуру, в которую входит следующее: специализированные занятия, проведение экскурсий, эксперименты на заданную тему, беседы и игры связанные с природой, ведение календаря погоды. Кроме этого педагоги обязаны проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, в ходе которых наблюдать за явлениями природы, анализировать сезонные изменения, смотреть за животными, птицами и насекомыми. Для пробуждения в детях позитивного отношения к природе и всему живому, полезно организовывать различные выставки с поделками и рисунками, например на такие темы: «Каких знаете животных», «Бережем природу вместе!».Проведение сезонных выставок, особенно интересно осенью организовать выставку поделок на тему «Дары природы», это поможет обратить внимание детей на всю осеннюю красоту и богатство даров этого сезона. Для знакомства с зимним периодом важно так же проводить тематические прогулки, такие как «Жизнь животных зимой», «Как встречать зиму» и многое другое. Перед осуществлением таких прогулок длядетей более старшего возраста, когда идет подготовка к школе, можно показывать видеофильмы, на уроках рассказывать о правилах поведения на природе.

Помимо занятий с педагогами обязательно должны заниматься еще и родители, а чтобы помочь в этом вопросе, если специально подготовленные консультации, например: «Семейный отдых на природе», «Роль и значение экологического воспитания», «Развитие дошкольника в мире природы». Так же необходимо участвовать во всевозможных экскурсиях касающихся заданной темы, это могут быть заповедники, сосновые и березовые рощи и другое.

Благодаря такой усердной работе педагогов, у воспитанников ДОУ формируются навыки экологической культуры в положительном ключе. Понимание важности природы, ответственность за нее, развитие доброты и отзывчивости прекрасно отражается на формировании характера и личности ребенка в будущем.

Список литературы:

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей и начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001. – 128с.
  2. Николаева, С.Н. Юный эколог[Текст]: программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
  3. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду[Текст]:программа и методические рекомендации.- 3 издание – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-112с.
  4. Я-ты-мы[Текст]: программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.:  О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 168с.