Развитие произвольности у детей дошкольного возраста посредством психотренинга общения

Бочкарева О.Н.,

МБДОУ «Детский сад № 2 «Облачко»

г. Йошкар - Ола

         Проблема произвольности в детском возрасте является достаточно актуальной для педагогов и  психологов в современных образовательных учреждениях. Во ФГОС ДО, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования указано, что «…ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…».

         Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно они позволяют ставить цели и добиваться успеха в деятельности в любом возрасте.  Дошкольный возраст – не исключение. Благодаря произвольности психических процессов дошкольник овладевает знаниями, произвольность поведения способствует успешной социализации ребенка. Также произвольность деятельности ребенка является одним из компонентов школьной готовности, поэтому достаточный уровень ее  развития является непременным условием для личностного роста ученика. В этом солидарны все классики отечественной психологии. Так, согласно Л. С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. [2, с. 93] Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. [5, с. 261] Л. И. Божович также подчеркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования. [1, с. 25]

         Как показал в своих трудах Л.С. Выготский, истоки произвольности ребенка лежат не внутри его организма и не в его индивидуальной деятельности, а в отношениях ребенка со взрослым. [2, с. 105]  В современных исследованиях Е. О. Смирновой, глубоко изучившей данную тему, указано, что «…уровни и этапы развития произвольного поведения должны определяться не наличием или отсутствием этого качества в индивидуальных действиях ребенка, а специфическим для каждого возраста содержанием совместной жизнедеятельности со взрослым». [4, с. 6]

Е. О. Смирнова отмечает, что в дошкольной педагогической практике «большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами родителям и воспитателям: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия. Являясь безусловно справедливыми, эти советы не дают конкретных приемов формирования воли и произвольности ребенка». [4, с. 4] Кроме того, в своем исследовании она выделяет игру с правилом как основное средство развития произвольной регуляции у дошкольников, отмечая особую роль взрослого в игре. «Специфика роли взрослого в игре с правилом заключается в совмещении двух ролей – участника и организатора игры. В роли участника взрослый мотивирует игровые действия детей, задает субъективную значимость правила. В роли организатора он вводит правило в жизнь ребенка, помогает осознать соответствие его поведения правилу, помогает соблюдать принятые правила действия». [4, с. 145] 

Данная тема интересует автора уже на протяжении более тридцати лет профессиональной деятельности, поскольку игра с правилом является структурным элементом психотренинга общения, основной формы взаимодействия педагога – психолога с детьми  в МБДОУ «Детский сад № 2 «Облачко».

В игре, требующей соблюдения правила, обязательного для всех участников, возникает необходимость во взаимной нормативной регуляции (контроле за выполнением правила).

Нами разработаны календарно – тематические планы проведения психотренингов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, включающие  в себя игры с правилами малой подвижности, в том числе и авторские.  Подборка игр осуществлена с учетом следующих требований к их организации в дошкольном возрасте:

  •  учет возрастных особенностей детей;
  •  учет принципа «от простого к сложному»;
  •  обязательный анализ результатов игры.

При организации игры с правилами с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) ставятся следующие задачи:

  • развивать у детей умение внимательно слушать и запоминать правила игры;
  • развивать у детей умение переключаться и запоминать «расшатанные» (измененные в процессе) правила игры;
  • побуждать детей к осознанию того, что предлагаемые правила обязательны для исполнения.

При организации игры с правилами с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к вышеперечисленным задачам добавляются следующие:

  • учить детей самостоятельно объяснять правила игры участникам (при повторной игре);
  • развивать у детей умение самостоятельно контролировать соблюдение правил участниками игры. 

Приведем примеры игр с правилами, предлагаемых детям среднего дошкольного возраста:

  • Игра с «расшатанным» правилом «Слушай сигнал» - дети под легкую музыку ходят по ковру врассыпную. В первой части игры останавливаются и замирают, если педагог произносит слово «Стоп!», но продолжают двигаться, если звучит музыка. Затем, во второй части игры «договор» меняется, и дети продолжают движение, если педагог произносит слово «Стоп!», но замирают, если внезапно прекращает звучать музыка.
  • Игра «Раз копыто…» - дети стоят вокруг взрослого, упираясь указательным пальцем одной руки в ладошку (крышу) педагога. Детям необходимо проявить внимание и выдержку и отдернуть пальчик, спрятав его за спину, лишь дослушав стихотворное сопровождение до конца: «Раз копыто, два копыта, три копыта у коня. А четвертое копыто убежало от меня. Раз, два, три, пальчик убери!»

         Примеры игр с правилами для детей старшего дошкольного возраста:

  • Игра с «расшатанным» правилом «Четыре стихии». В первой части игры дети самостоятельно придумывают движения на предлагаемые последовательно слова – символы стихий: «Вода» (изображаем плавание), «Воздух» (изображаем полет птицы), «Земля» (изображаем прогулку), «Огонь» (изображаем языки пламени руками). Далее, педагог называет любое из слов – символов, а дети изображают его по договоренности. Во второй части игры детям предлагается придумать другие движения на соответствующие слова: например, «Вода» - пьем из чашки, «Воздух» - надуваем шар и т. д. По сигналу педагога дети изображают обновленные движения.
  • Игра «Запрещенное число» - педагог называет несколько чисел (3-4), которые будут запрещены, их нельзя называть, можно прохлопать соответствующее количество раз. Дети по кругу называют числа, и если ребенку достается запрещенное число, он должен прохлопать столько раз, сколько обозначает это число. Игра проводится несколько раз.
  • Игра «Запрещенный звук» - педагог называет запрещенные звуки (1-2). Дети называют свои имена, если в них нет запрещенного звука и хлопают в ладоши, если в их имени он есть.
  • Игра «Кто за кем» - дети строятся в колонну друг за другом, а педагог предлагает внимательно посмотреть и запомнить последовательность построения детей (запомнить своих соседей). По команде дети расходятся врассыпную, а по сигналу должны построиться в колонну «наоборот». Таким образом, ребенок меняет своих соседей местами. Первый ребенок становится последним, а последний встает во главе колонны.

Многолетние наблюдения за детьми  показали, что игры с правилами, включаемые как структурный элемент в  психотрениги общения,  вызывают большой интерес у детей, и действительно являются одним из основных средств развития произвольности у детей дошкольного возраста,  способствующих их личностному росту.  

ЛИТЕРАТУРА

1.  Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1978. № 4.

2.  Выготский Л. С.  Собр. Соч.: в 4 т/ Л. С. Выготский. – М., 1984.

3.  Интернет – ресурс https://nsportal.ru/sites/default/files/

4. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М., 1998. 252 с.

5. Эльконин  Д. Б. Развитие личности ребенка – дошкольника //Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. С. 254-293.