РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Созонова К.М., студ. 4 курса  ФГБОУ ВО «МарГУ»,

Шишкина О.В., канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВО «МарГУ», АНО ВО «МОСИ»

г. Йошкар-Ола

 

В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Развитие творческих способностей старших школьников является важнейшей задачей современной школы. Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность [3]. Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Действительно, развитие творческого потенциала детей старшего  школьного возраста по теме «Здоровый образ жизни» (далее ЗОЖ) происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, во внеурочное время [1]. В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации внеурочной деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала.

Однако по итогам ознакомления с научно-методической литературой по теме исследования можно констатировать, что количество работ, посвящённых развитию творческих способностей старших школьников во внеурочной деятельности по теме ЗОЖ, весьма невелико. Таким образом, актуальность данного исследования определяется недостаточной степенью разработанности вопросов, касающихся развития творческих способностей детей старшего школьного возраста во внеурочной деятельности по теме ЗОЖ.

Объектом нашего исследования являются творческие способности у старшеклассников, а предметом исследования развитие творческих способностей у старшеклассников посредством организации внеурочной деятельности по теме «Здоровый образ жизни». Используемые психодиагностические методики: тест «Определение уровня творческого потенциала» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) [4], тест «Творческие способности» (Ильин Е.П.) [2], тест С.Медника – подростковый вариант [3].

Исследование проводилось в январе-феврале 2019 года на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы ". В исследовании принимали участие обучающиеся 8-х классов (51 человек).

Результаты констатирующего этапа эксперименты были следующими.

При диагностике «Определение уровня творческого потенциала», у всех задействованных обучающихся был выявлен вполне нормальный творческий потенциал. То есть, они обладают теми качествами, которые позволяют творить, но и у них есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.

При диагностике по методике «Творческих способностей» выявлено, что 52% обучающихся 8В класса являются творческой личностью, 36% учащихся имеют средний уровень творческих способностей, 12%  - не являются творческой личностью. При сравнении мальчиков и девочек, обучающихся 8В класса, более развиты творческие способности у девочек, чем у мальчиков. 

Творческие способности  11% обучающихся 8Г класса   имеют очень большой потенциал, 50% учащихся являются творческими личностями, 33%  школьников имеют средний уровень, 4% - не являются творческими личностями. При сравнении мальчиков и девочек 8Г класса определено, что более развиты творческие способности у мальчиков - 62%, чем у девочек.

При сравнении двух классов при помощи теста «Творческие способности», наиболее развитым классом является 8Г класс. При сравнении девочек 8В класса и при сравнении девочек 8Г класса, более развитыми творческими способностями обладают  девочки 8В. При сравнении мальчиков 8В класса и мальчиков 8Г класса, наиболее развитые творческие способности проявляются у мальчиков 8Г класса.

При проведении диагностики вербальной креативности (тест С.Медника) был выявлен индекс оригинальности. Индекс оригинальности (непохожесть ответов испытуемого на ответы других испытуемых – статистическая редкость ответов). Минимальное значение – 0. Максимальное значение – 1.

Выявлено, что обучающиеся 8В класса (24%)  имеют оригинальность 0, другая часть обучающихся (52%) имеют оригинальность от 0 до 0,1, всего 20%  школьников имеют оригинальность 0,2 и только 2% учащихся имеют оригинальность 0,3.

Обучающихся 8Г класса (50%)  имеют оригинальность равную 0, следующие 38% учащихся  дают оригинальность 0,1, лишь 8% школьников имеют оригинальность равную 0,2, а только 4% учащихся  - оригинальность равную 0,3.

При сравнении двух классов наиболее близкий к оригинальности 1 является 8В класс. Девочки 8Г  класса имеют большую оригинальность, чем девочки 8В класса. Мальчики 8В класса имеют большую оригинальность, чем мальчики 8Г класса. Но все равно оригинальность очень низкая, выше 0,3 не набрал ни один учащийся.

Для развития творческих способностей во внеурочной деятельности был разработан методический комплекс по теме ЗОЖ при изучении следующих глав: «Нервная система», «Органы чувств и анализаторы» с комплексом заданий. Творческие задания, которые применяются во внеурочной деятельности, условно подразделяются на группы.

1) Задания иллюстративного характера: В конце урока, как правило, обучающиеся получают несколько вариантов домашнего задания, одно из которых носит творческий характер. Примеры заданий: изготовить модель нервной клетки, создать аппликацию нервной клетки, изготовить буклет «Профилактика заболеваний нервной системы». Наиболее творческими работами были созданы модели из пластилина на бумаге. Самая творческая работа получилась у обучающейся 8Г класса - объемная модель из застывающего пластилина. Девочки 8В класса изготовили буклеты и аппликации из веток деревьев.

2) Занимательные задания:

Примеры заданий:

  • Составить ребус, чайнворд по теме «Головной мозг»;
  • Найти биологические ошибки в тексте по теме «Спинной мозг, основные заболевания»;
  • Решить викторину «Забавная анатомия» по теме «Нервная система».
  • Решить биологическую задачу «Органы чувств»
  • Задания на прогнозирование ситуации: Что будет, если не следить за гигиеной органов чувств?

Наилучшим классом, справившимся со всеми заданиями, был 8Г класс. Они выполняли все задания. 8В классу было труднее справиться с заданиями. Девочки лучше выполнили такие задания, как найти биологические ошибки, решить биологическую задачу и составили чайнворд.  Три мальчика составили по 1 ребусу, составили чайнворд и прошли викторину «забавная анатомия», нашли биологические ошибки в тексте и выполнили задания на прогнозирование ситуации.

3) Литературные задания: сочинить стихотворение, написать сказку или эссе, придумать загадку – такие задания чаще всего выполняют ученики с доминирующей аудиальной модальностью.

Примеры заданий для обучающихся:

  • Сочинения «Что думает обо мне мой мозг»;
  • Сочинить стихотворение «Какие анализаторы воспринимают раздражение, когда я иду домой после школы».

5 человек из 8В класса выполнили задание. Они написали небольшое сочинение «Что думает обо мне мой мозг». Из 8Г класса были выделены 8 человек, которые написали сочинение. Одна обучающаяся из 8Г смогла написать небольшое стихотворение.

4) Задания научно-информационной направленности: это более высокий уровень творческих заданий. Обычно их выполняют ребята, имеющие стойкие положительные мотивы учебной деятельности, много читающие, умеющие работать с дополнительными источниками информации. Это выполнение рефератов, докладов-сообщений, создание папки дополнительных материалов, написание структурированного или графического конспекта, составление обобщающей схемы.

Примеры работ: Составить доклады с картинками «заболевания зрительного анализатора», «заболевания слухового анализатора». Задания давались выборочно по списку. К заданию отнеслись серьезно и все обучающиеся выполнили их.

5) Исследовательские задания: Выполнение исследовательских заданий и проектов способствует не только закреплению изученного материала, но и развитию творческого потенциала ученика, умения формулировать свои мысли, работать индивидуально и в группе, представлять результат своего исследования, доказывать его состоятельность и ценность. Примеры докладов: «Профилактика заболеваний нервной системы» - задания были распределены между отстающими по предмету: 4 обучающихся из 8В класса и 3 обучающихся из 8Г класса. При выполнении задания были трудности, но все-таки  они справились. Обучающиеся приготовили доклад с презентацией, выступили на оценку «хорошо». «Состояние зрительного анализатора» - доклады были распределены между обучающимися, которые связали бы будущую профессию с биологией: 2 человека из 8В класса и 2 человека из 8Г класса. С заданием все справились на «отлично».

Таким образом, в ходе исследования были изучены теоретические основы творчества, творческого потенциала и методы диагностики творческого потенциала личности, творческих способностей и уровня креативности. Также были определены такие показатели у обучающихся, как уровень творческого потенциала, уровень творческих способностей испытуемых и оригинальность работы у обучающихся с помощью психодиагностических методик. Для того чтобы повысить уровень творческого потенциала и уровень творческих способностей нужно использовать разнообразные педагогические технологии, формы проведения занятий, методы. Ведь во время внеурочной деятельности обучающийся имеет возможность развивать свои индивидуальные творческие способности, стимулировать познавательную активность и, в конечном итоге, повышать результативность обучения.

Литература:

  1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития (кн.1): Инновационный курс /В.И.Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.- 567 с.
  2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб., 2009. – 448 с.
  3. Старенченко, Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть 1. Диагностика и активизация творческих способностей: Учебно методическое пособие / Ю.Л. Старенченко. – [Электронный ресурс] / http://www.dvo.sut.ru (дата посещения 24.01.2019).
  4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 362 с.