Роговенко Т.Н. Инклюзивное образование в России: реальность или перспектива?

 

Роговенко Т.Н.,

МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования № 9»,

Российская Федерация, г. Красноярск

 

Общеизвестно, что человек — существо социальное. От того, как формируется социум, как в нем воспринимается человек с ограниченными возможностями, как он вписывается в общество и какое место в нем занимает, зависит ни много ни мало духовное состояние и здоровье самого общества и человека. С этой точки зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. Но процесс этот взаимозависимый. Существование инклюзивного образования, в свою очередь, укрепляет нравственное здоровье общества. [5; 53]


Как известно, право на образование принадлежит всем детям, включая детей – инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно – правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации, «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», провозглашенная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, постановление Правительства Москвы от 17.02.2009 года № 115 – ПП «О годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года», Окружная Межведомственная программа «Округ здорового детства» закрепляют право ребенка – инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. [2; 68]


Что же такое инклюзивное образование? Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательную деятельность независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий.


Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

 

  1. начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  3. середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.

Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:

 

  • признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
  • реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
  • избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
  • различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе. [4; 63]

Таким образом, суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой.


Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. В этом плане перед современной Россией стоит немало проблем.


Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:


- проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

- трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;

- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;

- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.[3; 4]


Вместе с тем, нельзя не признать того факта, что накоплен значительный научный и практический опыт в области обучения, воспитания детей с ОВЗ: разработаны модели психолого-педагогического и медицинского сопровождения, доказавшие свою полную состоятельность, представлены авторские программы развития, коррекции и реабилитации, предложены оригииальиые стратегии оказания помощи детям и подросткам с нарушениями развития, реализуемые в системе специального образования (Е.Ф. Архипова, И.П.Волкова, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, О.А. Денисова, Е.Е. Дмитриева, М.В. Жигорева, Л.М. Кобрина, И.Ю. Левченко, Л.В. Лопатина, В.И. Лубовский, И.И. Мамайчук, Н.Н. Малафеев, Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, М.Н. Русецкая, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, С.Г. Шевченко, Н.Д. Шматко и др.). [1; 18]


Проведенный анализ существующих систем сопровождения в условиях общего образования показал значительную проработанность представленной проблемы применительно к детям, не имеющим отклонения в психофизическом развитии, многообразие и вариативность моделей психолого-педагогической поддержки (Е.В. Бурмистро-ва, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, С.А. Маркова, Р.В. Овчарова, А.А. Оси-пова, В.Э. Пахальян, М.А. Степанова, М.М. Семаго, Л.М. Фридман, и др.). Но вместе с эти выявляется отсутствие единых концептуальных подходов, системных стратегий оказания помощи учащимся общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. [1; 20]


Также и в нашей стране инклюзивная модель образования реализуется в качестве эксперимента. До сих пор не принят Федеральный закон об инклюзивном образовании. Нет такого закона и в регионах. Причина простая–«специальное» образование в 2-3 раза дороже обычного. Чтобы новая модель  заработала, надо провести  подготовительную работу, требующую  серьезного финансирования. [6; 15] Необходимо:


-переработать всю законодательную базу таким образом, чтобы все права детей с ограничениями по здоровью были реализованы.

-провести перепланировку общеобразовательных учреждений и их техническое переоснащение с учетом потребностей каждого ребенка.

-разработать новые образовательные стандарты, специальные программы и методики, подготовить кадры для работы с «особыми» детьми.

-продумать организацию досуга. Например, детские лагеря в Англии организованы как для обучения, так и активного отдыха детей-инвалидов. [6; 14]


В крупных городах в виде эксперимента уже реализуется модель инклюзивного обучения. Дальше всех в этом направлении продвинулась Москва, где был принят Закона «об образовании детей с особыми возможностями». 160 образовательных учреждений разного типа Москвы уже работают по программам инклюзивного образования. Созданы 13 центров, готовящих кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Есть положительные примеры и в других субъектах Федерации.        


В последние месяцы активно обсуждаются проекты новых концепций – семейной политики и инклюзивного образования. И та, и другая концепция были встречены с большим интересом и вызвали дискуссии. И та, и другая концепция призваны улучшить качество жизни семей с детьми и защитить ребенка от пренебрежения и дискриминации.


Сейчас в России уже выросло целое поколение людей с нарушениями, которые прошли через обычные детские сады и школы. Как сказал на своем выступлении в одной из школ старшеклассник с церебральным параличом, отвечая на вопрос учителей, не обижают ли его в школе - «Иногда обижают, ну и что?!». Эти люди готовы выступать, рассказывать, делиться своим опытом, в том числе и негативным, который вовсе не закрывает путь в инклюзию, а наоборот делает жизнь человека похожей на жизнь всех остальных, обычных людей.


Литература

1) Валицкая  А.П., Рабош В.А. Инклюзивное образование – образование для всех /А.П.Валицкая,  В.А.Рабош //Социальная педагогика.-2009.-N 1.-С.18-22.

2) Ильина О.М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему /О.М.Ильина  //Дефектология.-2008.-N 5.- С.68-72.

3) Левинская А.А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России /А.А. Левинская //Социальная педагогика.-2009.-N 1.-С.4-7.

4) Маланцева О. Совместное обучение здоровых детей и детей со специальными нуждами  /О.Маланцева //Народное образование.-2008.-N 8.- С.214-217. Социальная педагогиа.-2008.-N 2.-С.63-67.

5) Петухова Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников /Л.Петухова //Народное образование.-2008.-N 8.- С.208-213. Социальная педагогика.-2008.-N 4.- С.53-55.

6) Шилов В.С. Инклюзивное образование: российская специфика /В.С.Шилов //Социальная педагогика.-2009.-N 1.-С.14-15.
 

Виктория Москалюк (не проверено)
В рамках изучения отношения

В рамках изучения отношения подростков к детям с ограниченными возможностями и обсуждения совместного обучения разных детей чаще слышим высказывания "против" со стороны взрослых. Безусловно, опыт родителей и учителей позволяет им учитывать практически все минусы и плюсы совместного обучения. Тем не менее, на предварительном этапе формирования у школьников толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, готовим команду специалистов из числа сотрудников школы, причем именно готовим, а не просто осуществляем отбор.

Ольга Николаева. (не проверено)
Действительно необходимо

Действительно необходимо готовить специалистов для работы с данной категорией детей. Также необходимо воспитывать толерантное отношение у учащихся, т.к. часто они негативно относятся к детям с ОВЗ. Инклюзия важна для детей с особыми образовательными потребностями не только для их психического развития, но и для их социализации.

Тема заблокирована