РОЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ

Руденкова О.С.

«ГГУ имени Ф. Скорины» 3 курс

регион Беларусь,г. Гомель

 

В связи с тем, что индивид развивается в социуме, вполне, целесообразно утверждать о наличии опыта межличностного общения. В первые месяцы жизни человека первая фигура непосредственного эмоционального общения – мать. Чуть позже в эмоциональный контакт ребенок вступает с отцом. По мере взросления социальная система общения становится все шире и шире. Но первый непосредственный опыт эмоционального общения с родителями дает основу типа привязанности, соответственно, определяя и сознательные защитные механизмы в уже сформированной личности.

Также важно учитывать тот факт, что привязанность влияет на психическое здоровье человека, формирование лидерских качеств, эмоциональную регуляцию и многих других факторов. Но в случае отсутствия близкого взрослого на момент роста ребенка, препятствует формированию надежного типа привязанности, что ведет к появлению нарушений привязанности. Нарушения привязанности проявляются в: - полном отсутствии поведения привязанности; -  неспособности дифференцировать проявления привязанности, выражающиеся в социальном промискуитете, отсутствии боязни и прочих факторах поведения; - агрессивности при проявлении привязанности; - психосоматической симптоматике, наиболее часто встречающейся в виде задержки роста, криков, плача, нарушение пищевого поведения и сна; - возникновении инверсии ролей, при которой ребенок берет на себя функции выполняемые взрослым человеком и, наоборот, взрослый с функциями выполняемые ребенком. Подобные нарушения, наиболее часто встречаются у детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. [2].

 Опасность нарушений привязанности состоит в том, что каждым этапом развития личности данная модель становиться все более устойчивой, закрепляется в психике. Наиболее благоприятный время для коррекции нарушений в привязанности является младенческий период развития, так как его психика достаточно пластична на столь раннем этапе [2].

Говоря об эмоциональном отношении, как и стресс, повсеместно встречаются на пути каждого человека, играют огромную роль в его жизни.

Социологические исследования, проведенные еще в 20 веке в России, доказали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая ценности в достижении и работе. Всеми известная пирамида потребностей А. Маслоу является действенной и по сей день [5].

В настоящее время известны три основных типа привязанности, которые сформулировал М. Эйнсворт в рамках классической теории привязанности. Это надежная (безопасная) привязанность (тип В) и два типа ненадежной (тип А - избегающая и тип С – тревожно-амбивалентная). Впоследствии М. Мэйн с коллегами выделила тип D – дезорганизованная, дезориентированная привязанность.

В настоящее время данная классификация типов привязанности в детском возрасте является общепринятой в зарубежной психологии.

Классическая теория привязанности была разработана Дж. Боулби и М. Эйнсворт, в основе которой лежат отношения между двумя людьми, их взаимоотношения, межличностные связи, которые в последствии определяют весь психологический мир личности: отношения человека к себе, к миру, когнитивные и творческие способности, переживания и т.д [6].

Потребность в близких эмоциональных отношениях, по мнению Дж. Боулби и М. Эйнсворт, появляется у новорожденного и сохраняется до конца жизни. Изначально поведение привязанности возникает как функция адаптации к среде. Ребенок ищет безопасности и комфорта сначала в близости с матерью, затем в отношениях с другими близкими людьми. Соответственно, данное утверждение стало одним из центральных понятий теории привязанностей является «объект привязанностей» (лицо, по отношению к которому возникает привязанность). Первым таким лицом для большинства людей является мать. В дальнейшем объектами привязанности могут стать отец, братья и сестры, сверстники и др [7].

Так как число привязанностей растет с возрастом, уже в период юности и взрослости устанавливаются романтические привязанности. У младенца обычно их бывает две или три, у взрослого человека – больше. Как правило, одна из них является доминирующей, основной, ведущей фигурой привязанности. Это явление Дж.Боулби назвал монотропией. Для младенца ведущей фигурой привязанности является мать. Как утверждает Дж. Боулби, качество привязанности к ней оказывает существенное влияние на формирование и определение характера вторичных привязанностей. В связи с тем, что основная функция объекта привязанности – удовлетворении врожденной потребности в любви и физиологических потребностей ребенка, в обеспечении защиты и безопасности [4]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что наличие привязанности является необходимым условием развития ребенка.

Кроме понятий «монотропия» и «объект привязанности», Дж. Боулби вводит еще один, немаловажный компонент теории привязанности – рабочая модель.

Эти рабочие модели привязанности есть совокупность взаимоотношений между действующими моделями своего «Я» и партнером привязанности. Они служат регуляцией, интерпретацией и предугадыванию своего поведения привязанности, а также поведения привязанности партнера, его и своих чувств, мыслей, имеющих отношение к привязанности [6].

Рабочие модели складываются довольно рано и уже после младенческого возраста начинают регулировать отношения привязанности. С возрастом модели усложняются, при этом становятся все более устойчивыми и менее осознаваемыми. Относительно эмоционально стабильны и обладают свойством само подкрепления [7]. Но при этом поддаются изменению.

Проводимые исследования романтических отношений в контексте теории привязанности основываются чаще всего на трех-категориальной модели С. Хейзан и П. Шавера или на черырех-категориальной модели, которую предложили Э Гриффин и Э. Бартоломью. Первая модель включает три типа привязанности: надежный, амбивалентно-тревожный и избегающий. Вторая включает четыре типа: надежный, амбивалентно-тревожный, избегающее-отвергающий и избегающее-опасающийся [7].

может причинить ему неприятности (доставить боль, ранить) [7].

Тем не менее, когда речь идет о копинг-механизмах в индивидуальном развитии человека, целесообразно утверждать о том, что на формирование механизмов, справляющихся со стрессом, влияет первая социальная группа – семья. А именно та первая привязанность, полученная ребенком от родителей.

Существенным фактором, влияющим на природу копинг-стратегий, является семейная система, а также многочисленные ее параметры, в частности типология привязанности, описанная выше.

Так Е.В. Куфтяк в своих исследованиях подчеркивают важность семейного взаимодействия. Ребенок не просто копирует актуальные способы совладания с трудными жизненными ситуациями, типичными для родителей, а предстает в новой форме совладающего поведения, исходя из индивидуально- психологических особенностей

В качестве факторов, детерминирующих формирование и становление механизмов совладающего поведения, выделяют:

·         Качество привязанности ребенка к родителю (матери), то есть стремление к близости.

·         Система личностных отношений ребенка, в том числе и субъективно переживаемые связи с другими людьми, и особенности самого ребенка, проявляющиеся в отношениях с другими.

·         Семейный контекст влияет на функциональные, ролевые, коммуникативные и поведенческие характеристики семьи и каждого ее члена.

·         Детско-родительские отношения оказывают влияние на психическое развитие ребенка и его социальную адаптацию, в том числе имеют значимое влияние и на становление способности к разрешению жизненных трудностей.

·         Детский опыт отношений с родителями определяет совладающее поведение в период взрослости.

·         Модель совладающего поведения родителей как «готовая социально-культурная обстановка создает» для ребенка «те необходимые формы приспособления, которые давно уже были созданы у окружающих его взрослых» [3].

Таким образом, формирование копиинг-поведения у ребенка зависит не только от его личностных особенностей, в том числе неотъемлемое влияние оказывают: семейный контекст в котором растет ребенок, социальные характеристики этой семьи, степень семейной адаптивности.

Также взаимоотношение в семье в системе «ребенок-родитель» и, собственно, копинг-поведение родителей, который выступает моделью поведения.

Проведенное исследования. Д. В. Каширского и Н. В Собельниковой позволило выявить особенности привязанностей студентов из полных и неполных семей. Надежность привязанности к маме в детстве выше у испытуемых из полных семей, чем у испытуемых из неполных семей. Избегание в актуальных отношениях привязанности со значимыми людьми ниже у испытуемых из полных семей, чем у испытуемых из неполных.

Подводя итоги, можно констатировать факт того, что такие понятия как эмоциональные взаимоотношения, последующая за ними привязанность, совладающие механизмы – неотъемлемая часть адаптивного поведения индивидов в социуме. Первичная привязанность неимоверно влияет не только на психическое здоровье человека, а также на его способы борьбы со стрессом. Доказано, что всё же люди с надежными типами привязанности более успешно справляются со стрессовыми ситуациями и обладают наиболее благоприятными, адаптивными механизмами защиты в ответ на специфические раздражители. Тем не менее, наличие возможности изменять копинг-поведение позволяет предпринимать попытки в формировании адаптивных механизмов защиты и изменять не адаптивные механизмы, что определяет успешность данной сферы работы в практической психологии.

 

Литература:

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. –  336 с

2. Станибула, С.А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе / С. А. Станибула //Развитие личности. –   № 3, 2017. –  С. 159-204

3. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте//Психологические исследования. -2012. -№ 2 (22). -С.

4. Боулби Дж. Привязанность. – М: Гардарики, 2003 – 446 с.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987. – 175 с

6.  А Смирнова Б.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии.

1995, №3. – С. 139-149.

7. Сабельникова Н.В, Каширский Д.В. Щербинина Л.П. Привязанность, самоотношение и мотивация достижения в юношеском возрасте, / Н.В Сабельникова, Д.В. Каширский, Л.П Щербинина // Ползуновский вестник. – Вып. №3. ­ 2006. – С. 206­-212

8.  Красило, Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов / Т.А.Красило, Е.А. Кежватова // Социальная психология и общество – Вып. №2. – Том 8. – 2017. – С. 85 -100

9. Станибула, С. А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы/ С. А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Сер.: Социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 2 (95). - С. 52-56.