Трифонов Ю.А.
УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Республика Беларусь, город Гомель
На протяжении всей жизни человека формируются базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Выступая специфической средой околофутбольная субкультура обуславливает процесс самоактуализации фанатов, осознанию их возможностей и стремлению к положительному образу себя.
В футбольной субкультуре участвуют различные субъекты, важным критерием соотнесения человека к субкульутре выступает увлеченность футболом, в различных своих проявлениях. От поддержки любимого клуба на трибунах и участия в оклофутбольных беспорядков до простого обсуждения и оценки матчей в тесном кругу друзей. Отличием фанатской субкультуры является наличие специфической атрибутики, сленга, наличие особого мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов [1]. Следовательно, фан-движение – это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
Существует общая для всех белорусских фан-движений субкультура. Их отличают специфические характеристики, которые существуют у каждого конкретного фананатского движения, в зависимости от поддерживаемого ими клуба, при этом все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.
Все перечисленные характеристики свойственны неформальным группам, которые, как и околофутбольная субкультура создают определенную социальную ситуацию развития, которая оказывает непосредственное влияние на личность лиц, входящих в нее.
Целью дальнейшего изложения является описание некоторых результатов изучения самоактуализации индивидов в специфическом социальном контексте, обусловленном их вовлеченностью в субкультуру футбольных фанатов.
В исследовании приняли участие 114 фанатов неофициального фанатского клуба, болеющих за футбольный клуб «Гомель» и 114 испытуемых не причастных к околофутбольной субкультуре, возраст испытуемых 20-25 лет. Основными критериями отбора испытуемых выступили: активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д).
Одной из характеристик любого человека является стремление к положительному образу себя и тогда соответственно одной из основных закономерностей в динамике социальной идентичности будет стремление человека к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности. В итоге позитивная социальная идентичность фанатов оказывается основанной па положительных, благоприятных, имеющих социальную значимость отличительных особенностях своего клуба от другого. Позитивное устойчивое самоотношение, как показано в работах ряда исследователей (СР. Пантелеев, В.Ф. Сафин, А.А. Налчаджян, И.И. Чеснокова и д.р.), лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичности, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности.
Обратимся к данным отражающим особенности самоактуализации фанатов и лиц непричастных к фанатскому движению.Данные тестирования показывают высокие результаты по базовым шкалам - компетентности во времени (7,8), поддержки (44,5). Это, вероятно, свидетельствует о том, что фанаты переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте, ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, а значит, имеют более завершенную, целостную идентичность.
Согласно исследованиям, индивиды стремятся достичь позитивной разницы с другими людьми через увеличение и сохранение самоуважения, движение к достижению и сохранению позитивной личностной идентичности протяженной во времени.
Результаты анализа по вспомогательным шкалам позволяют выделить значимые характеристики фанатов. Испытуемые способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, способны оценивать свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них, в целом принимают свои недостатки и достоинства.
Испытуемые с негативной личностной идентичностью характеризуются способностью быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, недооценивают свои достоинства и усугубляют свои недостатки, обладают межличностной чувствительностью, устанавливают глубокие и тесные эмоционально - насыщенные контакты с людьми, склонны к конформности.
Также были получены низкие показатели по шкалам: сензитивность к себе (6,5), спонтанность (5,8), представления о природе человека (5,2), синергия (3,9), познавательные потребности (3,8).
Низкие показатели по данным шкалам свидетельствуют о трудностях спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, непродуманным, нецеленаправленным действиям, о склонности воспринимать природу человека в целом как положительную, не сформированности концепции человека, низкое стремление к приобретению знании об окружающем мире, развития творческих способностей.
Выявленные показатели самоактуализации фанатов позволяет прийти к следующему выводу. Фанаты в целом обладают положительной личностной идентичностью. Большинство испытуемых демонстрируют установки на саморазвитие. В значительной мере они ориентированы на групповое взаимодействие. Мотивация саморазвития сочетается со стремлением к успеху в учебе и делах, независимости, автономии, расширению собственного профессионального сообщества, представлено такими личностными качествами как самоуверенность, самоуважение, представление о природе человека, аутосимпатия, актуализация познавательных потребностей, самопонимание. В целом по выборке, доминантными характеристиками стали самоуверенность, самоуважение, принятия агрессии, что свидетельствует в пользу более высокой степени реалистичности в суждениях и поступках, критичности по отношению к окружающим, высокой степени самоуважения и допущения проявления в межличностных отношениях агрессии.
Литература:
1. Царик А. Футбольный фанатизм в Беларуссии / А. Царик // news.21.by // http://news.21.by/society/2015/01/28/1050806.html (Дата обращения 11.09.2016).
2. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека; теория самоактуализации [Текст] / Е.Е, Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 215 c.