Сачкова Д.Д., Низова Л.М.,
Поволжский государственный технологический университет,
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Семейная политика направлена не только на поддержку отдельных семей, но и на оказание помощи социальному институту семьи. От результативности семейной политики зависит решение всех без исключения проблем − от обеспечения безопасности и решения проблемы воспроизводства населения до формирования человеческого капитала и достижения высокого уровня и качества жизни[7].
Выбор темы обусловлен ее актуальностью, которая заключается в росте численности семей и количестве несовершеннолетних детей, в том числе росте многодетных и малообеспеченных семей.
Всего лишь небольшая часть стран в мире формулирует на официальном уровне и последовательно осуществляет политику в отношении семьи как самостоятельную часть общей социальной политики. Тем не менее, в каждой из стран повседневная жизнь семей и объем их дохода подвержены сильному влиянию со стороны политики государства и принимаемых решений. Так, в Германии, Франции и Швеции начала формироваться всеобъемлющая концепция семейной политики.
Исследованиями в области социальной политики в отношении семьи занимались такие ученые, как А. И. Антонов, А. Г. Вишневский, А. Г. Волков, С. И. Голод и многие другие
Вместе с тем в современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества[1].
Поэтому далеко не случайно используется широкий арсенал технологий социальной работы, направленный на социальную реабилитацию семей с детьми-инвалидами, на оказание помощи малообеспеченным и семьям военнослужащих.
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в этой сфере могут вызвать отрицательные последствия.
Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи[3].
Учитывая высокую долю социально незащищенных семей, используются следующие направления государственной семейной политики в России:
обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
усиление помощи семье в воспитании детей[4].
Данные направления успешно реализуются в Республике Марий Эл, где функционируют 25 организаций социального обслуживания семьи и детей. Так, в 2016 году число обслуживаемых семей и детей выросло на 8,9 процентов, при этом почти 60 процентов членов этих семей не имели работу и средства к существованию[5].
В настоящее время на обслуживании находится около двух тысяч семей, из которых каждая седьмая имеет в своем составе ребенка-инвалида. В Республике насчитывается более 2500 детей-инвалидов, основная доля из них получает услуги в центре «Доверие». Только в прошлом году их получили почти 2,4 тыс. семей, которым оказано более 26, 4 тыс. услуг [6].
На последнем заседании координационного комитета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Президент России внес пакет предложений из шести новых мер социальной поддержки семей с детьми, в том числе о продлении срока действия материнского капитала до 31 декабря 2021 года и дополнительной возможности его использования в форме ежемесячных выплат не ниже «детского» прожиточного минимума в течение 1,5 лет после рождения ребенка [2].
Данные выплаты имеют большое значение для дотационных территорий, к которым относится и Республика Марий Эл. По состоянию на 1 января 2018 года в Республике Марий Эл проживает 98, 2 тыс. семей, в которых воспитывается 149, 1 тыс. несовершеннолетних детей. Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми 28,7 тыс. составляют малообеспеченные семьи, 13, 9 тыс. − неполные семьи, 6,5 тыс.− многодетные семьи [6].
По состоянию на 1 января 2018 г. по данным учреждений социального обслуживания в Республике Марий Эл 83% всех многодетных семей составляют семьи с 3-мя детьми. В 2017 г. продолжилось увеличение численности семей с 4-мя, 5-тью, 6-тью детьми.
Таким образом, по мнению авторов, на примере опыта зарубежных стран и Российской Федерации видно, что семейной политике уделяется особое внимание. Институт семьи является главным социальным институтом во всех сферах жизни общества.
Список литературы:
1. Сачкова Д. Д., Низова Л. М. Семейная социальная политика государства // Содружество наук. Барановичи – 2017. – с. 33−34
2. «Время детское. Шесть инициатив президента, направленных на поддержку рождаемости» Российская газета от 15 декабря 2017 г. № 7451, с.4.
3. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&link_id=0&nd=102357699&intelsearch=&fi... . – (Дата обращения 20.02.2018)
4. Об Основных направлениях государственной семейной политики [Текст]: Указ президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 г. N 1129) [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/933 . – (Дата обращения 20.02.2018)
5. Об итогах работы системы социальной защиты населения Республики Марий Эл в 2016 году и задачах на 2017 год [Текст]: Постановление коллегии Министерства социального развития Республики Марий Эл от 21 февраля 2017 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://mari-el.gov.ru/minsoc . − (Дата обращения 20.02.2018)
6. Официальный интернет-портал Республики Марий Эл. Электронный ресурс. Режим доступа. http://mari-el.gov.ru/minsoc/Pages/main.aspx (Дата обращения 20.02.2018).
7. Кузин С.И., Кучмаева О.В. О реализации государственной семейной политики в современной России [Электронный ресурс] // Вестник университета − 2017.− № 1. – Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-realizatsii-gosudarstvennoy-semeynoy... . – (Дата обращения: 20.02.2018).