Швецова М.Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения

 

Швецова М.Н.,

ФГБОУ «Московский государственный

педагогический университет»

Российская Федерация, г. Москва

 

Термин «сопровождение» сегодня прочно вошел в отечественную науку и практику работы, он активно используется  в различных направлениях педагогики и психологии.  Однако, до сегодняшнего дня, нет единой трактовки этого термина, более того, наряду с ним используются такие близкие по смыслу и содержанию  понятия как  «психологическая поддержка», «содействие» (К. Гуревич, И. В.Дубровина, Э. Верник, Ю.Г.Крылова, И.В. Макарова, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда), «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество» (С. Хорунжий), «психологическое обеспечение» (А.А. Деркач Т.В.Шеломова и др.),   «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (Г.Л.Бардиер, М.Р.Битянова, А.В Волосников, В.С.Мухина, Н.Г.Осухова, Ю.В.Слюсарев).


Сопровождение – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущее к изменению положения  сопровождаемого. В педагогике это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). Таким образом, когда мы говорим о сопровождении как о процессе, мы имеем в виду, прежде всего, двух действующих субъектов в контексте трудной жизненной ситуации. При этом в качестве субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальный институт, малая группа, то есть, например, семья и сопровождающие ее организации и отдельный профессионалы.


Нам наиболее близки взгляды на сущность сопровождения Р.В. Овчаровой и Л.В.Мардахаева, на них мы остановимся чуть подробнее. Р.В.Овчарова предлагает рассматривать сопровождение как направление  работы психолога (то есть возможное поле деятельности, ее содержание) и как технологию. Как направление работы психологическое сопровождение включает: сопровождение естественного развития ребенка; поддержку в трудных, кризисных ситуациях; психологическое ориентирование процесса воспитания в семье и школе.


Как технология (реальный направленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам каждого конкретного случая) психологическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности, ее формирования как субъекта жизнедеятельности.


Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования, следующими особенностями:

- позицией психолога и других субъектов сопровождения;

- способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с учителями, родителями;

- приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе с детьми;

- стратегическими целями;

- критериями эффективности работы психолога, связанными с формированием «субъектной позиции», принятием ответственности всех участников процесса сопровождения.


Сходного взгляда придерживается Л. В. Мардахаев, настаивая, что сопровождение должно рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком – это обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации.


Л.В. Мардахаев выделяет «основные характерологические особенности» сопровождения:


1) совместное движение (взаимодействие) субъекта и объекта сопровождения. В качестве субъекта выступает социальный педагог, лицо, выполняющее функции социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения). Объектом является сопровождаемый (воспитанник, его родители, человек в ситуации сопровождения);

2) прогнозирование субъектом в процессе социально-педагогического сопровождения:


– совместного движения (взаимодействия) субъекта сопровождения и воспитанника» его родителей (объекта сопровождения);

– характера возникающих (возникших) проблем в процессе самореализации объектом сопровождения в жизненной ситуации;

– перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития (общении, поведении, деятельности и пр.), позволяющих выделить возможные проблемы и предрасположенность объекта к их преодолению;

– определения возможного характера действия субъекта сопровождения, направленных на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи объекту, его поддержки, стимулирования, осмысления существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности), успешного продвижения в обучении, жизненном и профессиональном самоопредении;

– реализации выбранного характера действий, обеспечивающих осмысление объектом сопровождения существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности) в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (в общении, уходе, развитии и воспитании ребенка и пр.), способа ее преодоления;

– побуждения к наиболее полному самопроявлению человека в ситуации развития (обеспечения, поддержки) самостоятельности и самоактивности в преодолении возникающих (возникших) проблем (трудностей) на жизненном пути достижения целесообразных целей;

– анализ полученных результатов и определение перспектив последующей направленности сопровождения (по сути, это начало нового этапа проявления сопровождения).


Подытоживая, можно сказать, что сопровождение нельзя рассматривать узко и однобоко, т.к. оно представляет собой с одной стороны, своего рода философию взаимодействия между тем - кто сопровождает, и тем - кого сопровождают. Позиция психолога предполагает сохранение свободы сопровождаемого (будь то ребенок или взрослый, либо  семья) и освоение им субъектной позиции в пределах собственной жизнедеятельности. Одновременно, сопровождение - это совокупность методов и технологий, позволяющих реализовать описанное выше развивающее отношение.


Сопровождение пытается представить ребенка субъектом собственной жизнедеятельности, когда ничто не может быть изменено в нем без его ведома и согласия. При этом психолог не воздействует, а взаимодействует, предлагая различные пути решения проблем, оставляя выбор за ребенком. Таким образом, основная цель  в том, чтобы проникнув во внутренний мир объяснить, что происходит, понять мотивы, потребности, цели и ценности, выстроить взаимодействие (работу, сотрудничество) таким образом, чтобы направлять  самопознание субъекта.


То есть, роль психолога в сопровождении – это создание условий для продуктивного движения человека по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями значимого для него окружения (например, семьи); помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.


Деятельность психолога во многом ограничена той средой, социальной, семейной, педагогической, в которой находится человек.  Названные ограничения помогают психологу, осознавая свое место в жизни конкретного ребенка, его семьи, сформулировать цели и задачи сопровождения. В каждом отдельном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или некой социальной общности (семьи), которым оказывается психологическая помощь, и той ситуацией, в которой осуществляется сопровождение.


С.Г.Косарецкий пытался выделить методологические основы системы сопровождения на которых может базироваться деятельность сопровождения. Среди них, по мнению автора должны присутствовать:


Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.


Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.


Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы практического психолога в образовании – проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.


Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.


Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.


Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.


Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного образования определяет новые требования к принципам и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.


Таким образом, С.Г. Косарецким подведена очень широкая  база под сопровождение, рассматриваемое в различных ипостасях и как психологическое  сопровождение личности, и как психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовании и, как социально-психологическое сопровождение личности и семьи.  Можно  также сделать вывод о том, что в сопровождении нуждаются, прежде всего, те люди или  группы людей, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи, а также находятся в трудной жизненной ситуации.


В ситуации сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе. По В. Далю, путник — это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта... В нашем случае «путник» - это приемная семья, с которой мы работаем. Сама ситуация обращения в центр за помощью — это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, который поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения. Сопровождающий (психолог, социальный педагог, учитель, инспектор) это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Проведенный анализ, таким образом,  позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. Оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром.


В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.


Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение − это:  во-первых, один из видов социального сопровождения как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; во-вторых, интегративная технология, цель которой создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытовых отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.


В качестве основных характеристик социально-психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса. Результатом психологического сопровождения становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни.


Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

2. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына - СПб.: Питер, 1997. – 126 с.

3. Косарецкий С.Г. Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения // (http://humanities.edu.ru).

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - 269с.

5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -  М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
 

Елена Пыжова
Понятие и сущность социально-психологического сопровождения

Статья очень актуальная. Сейчас в школах не все педагоги осознают и правильно трактуют понятие сопровождения, а тем более психолого-педагогическое или социально-психологическое. для них это означает, что в данном случае должен разбираться только психолог или социальный педагог, что это не их проблемы. на самом деле это комплексный подход в сопровождении всех: и психолога, и социального работника, и педагога. когда дело касается сопровождения учащихся педагоги считают, что главная задача психолога - это диагностика, однако я считаю, что сопровождение включает в себя правильно построенные беседы, помощь при затруднениях в учебной деятельности, поведении, более глубокий подход к учащемуся и его родителям, вовлечение педагогов в этот процесс. Лишь при очень сложных ситуациях требуется дополнительно провести диагностику. Однако качественного, глубокого индивидуального сопровождения учащихся и семей в школах не может быть, так как педагоги не достаточно владеют психологическими знаниями, в обычной школе города на 600-700 человек учащихся приходится 1 психолог, 1 социальный педагог, а потребность в помощи и сопровождении учащихся и семей с каждым годом увеличивается, особенно в начальном звене и переходного периода подростки. Это, конечно, тема для обсуждения проблем труда педагогов и психологов, но идеального социально-психологического сопровождения не может быть, если не измениться нагрузка на специалистов (хотя бы по 1 психологу и социальному педагогу на каждое звено обучения).

Тема заблокирована