Социально-психологический портрет девиантных подростков

Сильченко И.В.

Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины

Беларусь, г. Гомель

 

Республика Беларусь вступила в ХХI с одной из наиболее эффективных на постсоветском пространстве системой защиты прав и законных интересов детей, в том числе попавших в социально опасное положение и вступивших в конфликт с законом. Начиная с середины 90-х годов, ведется последовательная работа по совершенствованию законодательства в отношении несовершеннолетних, реализуется ряд долгосрочных государственных программ, направленных на улучшение социального положения детей и семьи, предупреждения правонарушений среди детей и подростков. Принятые меры принесли необходимые результаты. За последние годы преступность несовершеннолетних в стране значительно снизилась, тем не менее проблема остается. 

Эффективное решение данной проблемы определяется знанием механизмов функционирования, условий и закономерностей формирования девиаций, что позволит уже на ранних стадиях выявить признаки детского неблагополучия и оказать комплексную помощь по выведению их из социально опасного положения.

Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, представители различных психологических школ и направлений  по-разному подходят к  проблемам определения и причинам возникновения отклонений в поведении.   Одной из основных психологического причин девиантного поведения подростков мно­гие исследователи называют неадекватную Я – концепцию подростков. Согласно Ф. Райсу, подростки, которые становятся правонарушителями, отличаются низкой самооценкой и негативным представлением о себе [1, с. 565].  Г. Кэплан выявил статистически значимую связь пониженного самоуважения у юношей практически со всеми видами девиантного поведения. Подростки с низким самоуважением чувствуют себя неудачниками, их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта. Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия. Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно, или относятся отрицательно. В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.  И.С. Кон полагает, что чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе.  В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации [2, с. 252-253]. В.Т. Кондрашенко также указывает на тесную взаимосвязь между Я-концепцией подростков и девиантным поведением, которое, по его мнению, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей [3, с.24]. 

Среди причин социально-психологического характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается подросток. Особое значение придается семье. Недостаточная родительская поддержка может вызвать низкую самооценку, импульсивные поступки, слабую социальную адаптацию, антиобщественное поведение [4, с. 87]. Самооценка подростка в неблагоприятной семейной ситуации характеризуется ригидностью: сформировавшись в детстве под влиянием отвержения со стороны окружающих, она начинает оказывать существенное влияние на его поведение в последующие годы. Возникающее несоответствие между реальным опытом и «Я - концепцией» приводит к дезорганизации личности, к фрустрационному состоянию: подросток ощущает неудовлетворенность, эмоциональное неблагополучие, он несчастен, одинок, непонят, обижен. В результате он начинает со все большей враждебностью относиться к среде, которая пренебрегла им, и тяготеть к таким же «отверженным» делинквентным сверстникам, у которых находит, наконец, признание и одобрение своего отклоняющегося поведения [5, с. 13]. 

Немаловажной социально-психологической особенностью, отличающей девиантных подростков от их сверстников, выступает приобщение к неформальным группам асоциального и антисоциального характера. Важнейшая причина этого – их неблагоприятное положение в учебной группе, т.к. значимые для них другие не относятся к ним положительно. Психологические особенности возраста таковы, что подросток не может находиться в изоляции и ищет группу, в которой он был бы равным. Развиваясь в социаль­но неблагополучной среде, он усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они – наиболее правильные, поскольку опыт жизни в иной социальной среде у него неудачен.

Краткий обзор причин, проливающих свет на детерминацию девиантного поведения, показывает, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором. Как правило, отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов –условий и психологических причин [6, с. 73]. 

Целью нашего исследования было выявление социально-психологических особенностей девиантных подростков. В эмпирическом исследова­нии приняли участие 120 учащихся Го­мельского государственного профессионального лицея маши­ностроения в возрасте 15-16 лет.  Испытуемые были разделены на 2 группы. В первую группу вошли подростки, состоящие на учете в училище и Инспекции по делам несовершеннолетних – 60 человек; во вторую группу – учащиеся без отклонений в поведении.

Особенности самоотношения выявлялись с помощью методики исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев, 1989), информация о структуре межличностных отношений была получена с помощью социометрического теста. Для опре­деления стилевых особенностей семейного воспитания нами была использована методика «Родителей оценивают дети» (И.А. Фурманов, А.А.Аладьин, 1999).

Анализ самоотношения девиантных подростков (I группа) позволяет охарактеризовать их как внутренне закрытых, с трудом либо вовсе не допускающих в сознание негативные особенности своей личности и поведения.  Они отличаются отсутствием навыков рефлексии, внутренней честности, некоторой неудовлетворенностью собой, но она не доходит до пределов негативного отношения к себе. Недостаточная уверенность в себе маскируется внешним самодовольством, самопринятием, дружеским отношением к себе. Эти учащиеся характеризуются низкой саморегуляцией, слаборазвитым чувством вины, чрезмерно низким уровенем саморуководства и самообвинения. 

Отличительными особенностями самоотношения подростков II группы выступают: адекватное саморуководство, они способны управлять собой, считают себя причастным к своим успехам и неудачам, сами планируют свои жизненные цели, уважают себя как личность. Все это сопровождается общим адекватным отношением к себе, стремлением соответствовать идеальному представлению о себе (средний уровень по шкале «самопривязанность»). Это позитивный момент для развития и совершенствования личности.

Анализ результатов исследования межличностных отношений в учебных группах показал, что учащиеся без отклонений в поведении (75%) занимают благоприятное положение в социометрической структуре группы: 20 % получили статус «звезды», 45% – статус «предпочитаемых», 35 % – «пренебрегаемых».

 Среди девиантных подростков 90% занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений, причем 75% из них получили статус «изолированных». Это свидетельствует о том, что данные подростки находятся в эмоционально – психологической изоляции в учебных группах. Они не отвечают требованиям учебного коллектива, склонны проявлять аффективно-защитные реакции (грубость, озлобленность) или уходить из ситуации общения. Они ограничены в контактах, общаются в лишь с себе подобными. В беседе с данной категорией подростков выяснилось, что 35% из них относятся к членам своей группы отрицательно, остальные – безразлично. К причинам неблагополучного положения исследуемых подростков можно отнести их недисциплинированность (драки, хулиганство в лицее), грубость. Они часто прогуливают занятия, не интересуются учебой, часто конфликтуют с преподавателями, мастерами и учащимися. Они постоянно недовольны чем - либо, не умеют общаться, их интересы выходят за рамки лицея (уличные компании).

Исследование стилей семейного воспитания показало, что в 60% семей девиантных подростков присутствует факт безнадзорности (гипопротекция), в 40% семей – игнорирование потребностей ребенка, прежде всего в общении, любви и внимании. Аутсайдерство – это то общее, что сближает подростков и притягивает друг к другу. Это социально-психологическая действительность, которая питает образование неформальных групп с антиобщественной ориентацией, а ограниченные возможности удовлетворения потребностей и реализации интересов ускоряют превращение субъективной готовности к выбору противоправных способов протеста и самореализации в объективную реальность. Доминирующий мотив вхождения в неформальную группу – боязнь остаться в изоляции, потребность в понимании, равноправии, авторитете, нужности («там я впервые почувствовал себя равным, там я нужен...»). Такие подростки сильно привязаны к сверстникам, находятся под их влиянием, имеют друзей с подобными отклонениями.  На вопросы анкеты о том, есть ли среди их окружения люди, которые систематически употребляют алкогольные напитки, 70% учащихся с отклоняющимся поведением назвали друзей, 60 % – родителей. На вопрос о наличии в их окружении людей, которые систематически употребляют наркотические вещества, положительный ответ дали  55% испытуемых.

Таким образом, отчуждение подростков от учебного заведения, неблагоприятная семейная ситуация и, как следствие, неадекватное самоотношение – главные механизмы переключения ребят в объединение асоциальной и антисоциальной направленности. Подростки, характеризующиеся отклоняющимся поведением, – это участники различных девиантных субкультур, асоциальных и антисоциальных группировок. В них они удовлетворяют потребность в одобрении, причастности и ощущают собственную значимость.

Литература

1  Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с. – Серия «Мастера психологии».

2 Кон, И.С.  Психология ранней юности: К. для учителя / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

 3  Кондрашенко, В.Т. По лабиринтам души подростка / В.Т. Кондрашенко, А.Г.  Чернявская. – Мн., 1991. – 72 с.

4  Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф.Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. –118 с.

5 Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова // Вопросы психологии. – 1986. – № 2 – С. 11–15.

6 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003. – 288 с.