Сошникова К.М. Роль стиля руководства в воспитании младших школьников

 

Сошникова К.М.,

ГБОУ « Средняя образовательная школа № 1133»,

Российская Федерация, г. Москва

 

В классе перед учителем часто встает проблема выбора способа организации урока, причем таким образом, чтобы дети были заинтересованы, активно участвовали в уроке и, вместе с тем, не возникало проблемных моментов, связанных с непослушанием учащихся – эти три компонента не всегда просто сочетать. Для разрешения данной проблемы в первую очередь следует определиться со стилем руководства, который во многом поможет поддержать необходимую дисциплину в классе. У многих ассоциативно понятие «дисциплина» подразумевает под собой  строгость, жесткие, железные правила, которые беспрекословно должны выполнять учащиеся. Но насколько это правильно и этично заставлять, пусть пока и несамостоятельного, маленького человека поддерживать нормы, которые кажутся лично Вам правильными и необходимыми?


Тут встает и другой вопрос. Ребенок, который бессознательно стремится к свободе, будет искать пути выхода той сдержанной энергии, которая у него накопилась за то время, пока он вел себя не так, как хотелось бы ему и не так, как он лично для себя считает нужным, а так, как его принудительно обязали. У учителя же в случае непослушания учеников всегда найдется железный стимул – оценка, которая является наиболее значимой мотивацией в начальной школе, где ребенок только начинает формироваться как личность, расширяется его внутренний мир и кругозор. Именно здесь особенно важно научить ребенка принимать необходимые правила, при этом, не нарушая и не сковывая его внутреннюю свободу.


В психологии проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг. у ряда экзистенциалистски ориентированных авторов, таких, как Э. Фромм, В. Франкл (V. Frankl), Р. Мэй (R. May) и др [3]. В нашем случае для понимания термина «внутренняя свобода» более всего подходит описание свободы, данное Р. Мэем. В его понимании, свобода – это способность человека управлять своим развитием, тесно связанная с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям [1]. Мэй прежде всего отличает свободу от бунта, который хоть и представляет собой "нормальное внутреннее движение в направлении к свободе" [1], однако структурирован той внешней структурой, против которой он осуществляется, и тем самым от нее всецело зависит. "Когда нет тех установленных стандартов, против которых направлен бунт, он лишен силы" [1]. Свобода – это не попустительство, отсутствие плана и цели. Это не жесткая определенная доктрина, ее нельзя сформулировать в виде конкретных установлений, это нечто живое, изменяющееся [3]. Таким образом, перефразировав подходы великих ученых ХХ века для контекста нашей ситуации, можно сформулировать понятие «внутренней свободой» как возможность следовать собственным побуждениям, не будучи вовлеченным в искусственно созданную посторонним «неудобную», сковывающую ситуацию. Отсутствие же внутренней свободы может породить безволие и как следствие неспособность к самоконтролю (то есть умению себя вести).


Необходимо отметить, что вопрос выбора стиля руководства и воспитания детей, на наш взгляд, глубоко уходит корнями в понятие «менталитет». Именно менталитет определяет понятие культуры, свойственной в решении того или иного вопроса, в том числе и воспитания. Из наблюдений за поведением некоторых европейских родителей в отношении своих детей, например в Италии, родители никогда не отчитывают и не кричат на ребенка в людных местах в тех случаях, если ребенок ведет себя неудовлетворительно с точки зрения общепринятых норм. Более того, ни один уважающий себя европейский родитель не станет вмешиваться в конфликт своего ребенка с другим ребенком в том случае, если ситуация не угрожает жизни и здоровью ее участникам. Таким образом, стиль взаимодействия родителей с детьми на западе носит так называемый «партнерский» характер. Поведение детей в большинстве европейских стран на уроках отличается высокой дисциплиной. Так происходит отнюдь не из-за избрания учителем ужесточенных мер руководства классом. Ребенок, оставаясь свободным, в полной мере чувствуя свободу и не будучи скованным сложившимися обстоятельствами, не испытывает потребности к принудительному раскрепощению себя и атмосферы в классе. В то же время детей учат брать ответственность за свои поступки (выполнил домашнее задание – Ок, не выполнил – Ок, не знаешь, как выполнить контрольную – твои проблемы). Какая же картина наблюдается у нас? Российские родители зачастую более эмоциональны в вопросе воспитания детей. В этом есть свои плюсы, но, к сожалению, есть и недостатки, о которым и поговорим ниже. С детства родители пытаются приучить ребенка обязательно соблюдать правила. В качестве воспитательных мер могут применяться «осаживания», окрики на людях (свидетелями которых многие, наверняка, становились на улице) и даже сравнения с другими детьми, в которых сын или дочь явно уступают (например: «Вот Юля из пятого подъезда не такая грязнуля, как ты. Она – девочка аккуратная и маму слушает, на одни пятерки учится»). Подобные меры негативно сказываются на развитии воли ребенка, а также оказывают влияние на способность ребенка к самоконтролю (зачем самому учиться контролировать свои действия, наблюдать за поведением других и анализировать, учиться у старших умению контролировать свои внутренние побуждения, а также разрешать посильные проблемы, если за тебя это всегда готовы сделать взрослые?). Кстати, последняя приведенная мера воспитательного воздействия, в которой идет прямое сравнение ребенка с другими, ведет прямой дорогой к снижению самооценки, что само по себе является губительным для развития юной личности. Иными словами, дети запада с измальства имеют то, чего наши ребята зачастую лишены - ощущение внутренней свободы.


Что же «вырастает» в итоге? Почему наши подростки так любят нарушать правила, вести себя на уроке так, как и на перемене вести себя не принято? Почему они так часто оказываются внушаемыми и попадают под влияние чужого, порой пагубного, мнения?


Конфликтность, зачастую проявляющаяся в поведение подростков в переходном возрасте и образующая основную на взгляд автора проблему данного возраста, зачастую обуславливается тем фактором, что дети, взрослея, просто обязаны не согласиться с мнением значимых взрослых. Это необходимо для тренировки и становления собственной позиции, создания своего мнения, личностного роста. Но конфликтность – это не одно и то же, что и поведение ребенка в целом, это также не определяет личность ребенка в целом. Иметь стремление быть непримиримым спорщиком, делать все по-своему и выделяться из толпы адекватными способами нельзя приравнивать к склонности к аморальному или девиантному поведению старших детей. Здесь необходимо учитывать, что переходный возраст – это нормальный виток в развитии взрослеющего человека и у каждого он проходит по–разному, однако поведение подростков почти всегда берет свое начало из начальной школы. Те, кого вчера так долго и упорно учили послушанию, ставя на кон успешную успеваемость, грозясь, рассказать о его поведение значимым взрослым, сегодня уже охладели к оценкам и мнению взрослых. Для подростков оценки уже не играют той знаковой роли, которую они имеют для детей младшего школьного возраста. А раз главный мотивирующий фактор утратил свою власть, значит, мы возвращаемся к прежним проблемам с поведением, которые раньше удавалось лишь удачно «загримировать» с помощью значимого для ребенка стимула. Отсюда и напрашивается главный вывод о том, что подход к воспитанию и руководству детей в таком случае необходимо пересматривать.


Руководство, лидерство стали объектом исследования в начале двадцатого столетия, когда впервые стал изучаться процесс управления. Ведь именно лидерство является важнейшим компонентом эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. В наиболее популярной теории лидерства К. Левина выделено три стиля лидерства:


- Авторитарный стиль.  Характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

- Демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, инициативу, творчество, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

- Либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.


Для нашего случая, рассмотрим лидерство с точки зрения классного руководства учителя в классе. Из вышеперечисленных стилей, конечно, наиболее актуальным в нашем случае является демократичный стиль. Он хорош тем, что с его помощью можно получить в итоге психологически здоровую (при условии отсутствия изначальных отклонений в развитии) личность, которая в будущем не будет страдать от проблем с самоконтролем. Ребенок в данном случае будет учиться в творческой атмосфере принятия и понимания, научится осознавать и принимать необходимость собственной ответственности. Как же достичь такого стиля руководства в группе и подготовить к принятию такового стиля детей?


Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Авторы книги «Основы менеджмента» [4], в которой рассматриваются подходы к изучению лидерства, считают, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В определенных ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу, оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать, что правильнее оказывать влияние, разрешая подопечным (в нашем случае ученикам) в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы.


Стивен Кови выделил «Семь навыков высокоэффективных людей»[2]:


1. Будьте проактивны (не будьте рабом обстоятельств, сами творите свою судьбу).

2. Начинайте, представляя конечную цель.

3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала (важные дела делайте в первую очередь).

4. Думайте в духе «выиграл/выиграл» (стремитесь к взаимовыгодности).

5. Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым.

6. Достигайте синергии (стремитесь к творческому взаимодействию).

7. Затачивайте пилу (постоянно совершенствуйтесь).


Таким образом, успешные лидеры выступают в нескольких ролях, помогая другим в достижении поставленных целей. Таких лидеров по праву можно считать высокоэффективными руководителями.


Для собственного совершенствования, не стоит бояться перемен. Необходимо понимать, что в вопросе подходов к стилям руководства необходима гибкость руководителя. Для понимания стиля руководства, который свойственен именно Вам, необходимо проанализировать свое поведение и стиль руководства в классе. Для этого есть несколько вариантов, например, можно попросить присутствовать на Вашем уроке психолога с целью получения рекомендаций либо пройти специализированный психологическую диагностику. В этом вопросе не самый лучший выход – действовать в одиночку. Только вместе с квалифицированным специалистом Вы сможете быстрее качественнее подобрать наиболее приемлемый вариант ведения уроков в Вашем классе. И напоследок, как сказал один великий мыслитель: «Пройдет сто лет, и не будет иметь никакого значения, сколько у меня было денег, в каком доме я жил, какая у меня была машина. Но мир может стать иным из-за того, что я был важен в жизни одного ребенка...».


Литература

1. May R. Man's search for himself. N. Y.: Signet book, 1953

2. Кови Стивен: Семь навыков высокоэффективных людей, 1989 г.

3. Леонтьев Д.А.: ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ Психологический журнал. Том 21, №1, 2000.

4. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин: Основы менеджмента, 1997.