Стратегии поведения в стрессовых ситуациях подростков состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних

Голикова К.В.,

Республиканский научно-практический центр медицинской

экспертизы и реабилитации,

Республика Беларусь, пос. Городище

 

Одним из факторов, определяющих эффективность социально-психологической адаптации подростка к изменяющимся условиям, являются особенность психологического преодоления трудных жизненных ситуаций, характерная для данного возрастного периода.[1, 2, 3].

Интегративный копинг-процесс адаптации начинается с рождения человека. В процессе развития ребенка на него влияет целый ряд факторов, таких как индивидуальные особенности психики, темперамент, физическое здоровье, предыдущий опыт, социальная среда. В процессе развития у каждого ребенка формируется индивидуальный и уникальный копинг-стиль, который отражает привычный  адаптационный процесс, в рамках которого происходит управление психологическим состоянием и преодоление стрессов повседневной жизни. С возрастом репертуар копинг-стратегий, которые использует ребенок для преодоления жизненных трудностей, растет. Это в свою очередь влияет на формирование адаптационного поведения, которое может соответствовать требованиям социальной среды и не соответствовать. В последнем случае формируется проблемное поведение или поведение риска.

 Трансформация ранее адаптивных паттернов поведения ребенка в зрелый копинг-стиль – главная задача развития. При этом используются генетические, конституциональные составляющие, особенности опыта личностно-средового взаимодействия, а также личностные и средовые ресурсы каждого ребенка. Это обеспечивает огромное разнообразие копинг-стилей у детей и подростков и влияет на формирование индивидуальных различий. Однако, чем подвижнее, чем менее ригиден копинг-стиль подростка, чем он более подвержен изменениям, смене одних форм на другие, более зрелые, тем успешнее идет процесс адаптации [4, 5].

Эффективность социально-психологической адаптации подростка проявляется в особенностях психологического преодоления трудных жизненных ситуаций, характерных для данного возрастного периода. В подростковом возрасте происходит последовательная смена и замещение детских копинг-стратегий на взрослые при условии успешной адаптации и социализации. При нарушении этого процесса данная динамика не соблюдается.

В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, из них: юноши – 44 чел. (73,3%), девушки – 16 чел. (26,7%). Средний возраст испытуемых- 15,7 лет.

Подростки были разделены на 2 группы. В группу 1 (Э) – экспериментальную, вошли 30 подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН). В группу 2 (К) – контрольную, вошли 30 подростков, обучающихся в средней школе и не состоящих на учете в ИДН.

С целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий была применена методика «Копинг – теста (Р. Лазарус, С. Фолкман)». Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом.

Результаты исследования копинг-стратегий в группах испытуемых с помощью данной методики показали, что:

в группе 1 (Э) выявлены следующие доминирующие стратегии поведения:

- поиск социальной поддержки (63,3%);

- самоконтроль (63,3%).

в группе 2 (К) выявлено доминирование следующих копинг – стратегий:

- принятие ответственности (56,0%);

- планирование решения проблемы (50,0%);

- поиск социальной поддержки (43,0%), конфронтационный копинг (50,0%).

Для подростков, состоящих на учете в ИДН преобладающими являются такие способы совладания с трудными ситуациями, как:

- поиск и реализация наилучшего решения, планирование собственных действий (43,0%);

- поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки (63,3%);

- придание положительного личностного смысла сложной ситуации (63,3%);

- избегание решительных действий (46,0%).

Возможны и такие формы поведения как утрата контроля над эмоциональными реакциями, проявление агрессивных способов поведения по отношению к окружающим.

Результаты позволили установить, что при столкновении с трудной ситуацией, для подростков, не склонных к девиантному поведению, характерны произвольные проблемно–фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, приложение усилий к поиску информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Также определено, что для адаптивных подростков доминирующими являются такие формы копинг–поведения, как:

- использование в качестве способа совладания с трудной ситуацией эмоциональное дистанцирование от проблемы.

С целью выявления значимости полученных различий был применен t-критерий Стьюдента. Установлены статистически значимые отличия в уровне напряженности таких копинг-стратегий в двух группах, как конфронтационный копинг (t=4,06 при р=0, 0001), дистанцирование (t=2,97 при р=0,004), самоконтроль (t=6,19 при р=0,00), бегство-избегание (t=8,87 при р=0,00), планирование решения проблем (t=4,007 при р=0,0002), положительная переоценка (t=6,87 при р=0,00).

Также в ходе исследования были выявлены следующие отличия в уровне напряженности по копинг-стратегиям: большую напряженность копинга демонстрируют подростки, не склонные к противоправному поведению по копинг–стратегиям: конфронтационный копинг, дистанцирование, планирование решения проблем. Большую напряженность копинга демонстрируют подростки, состоящие на учете в ИДН, по копинг-стратегиям:  самоконтроль, бегство-избегание, положительная переоценка.

При анализе не выявлены статистически значимые отличия по таким стратегиям, как поиск социальной поддержки (t=1,72 при р=0,09) и принятие ответственности (t=1,99 при р=0,05). Подростки двух групп проявляют в целом средний уровень напряженности копинга по данным стратегиям.

Таким образом, результаты исследования позволили выявить личностные особенности подростков, состоящих на учете ИДН, определить доминирующие стратегии поведения в стрессовых ситуациях: поиск социальной поддержки (63,3%), самоконтроль (63,3%). Для подростков, не склонных к девиантному поведению при столкновении с трудной ситуацией характерны произвольные проблемно–фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, приложение усилий к поиску информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

 

Литература

1. В помощь социальному педагогу/сост. Н.С. Криволап. - Мн.: Красико- Принт, 2006. – 128с.

2. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

3. Сирота, Н. А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Издательство ЦСПА Генезис, 2001. — 216 с.

4. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова //  Психологический журнал. - 1994. - №1. – С. 45-49.

5. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Р. Лазарус; под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.