Сысоева В.Н. Психологические проблемы становления профессиональной компетентности специалиста в системе непрерывного образования

 

Сысоева В.Н.,

МДОУ комбинированного вида «Детский сад № 25 «Жемчужинка»

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

 

Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, востребуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития - субъекта жизни, профессиональной деятельности и поведения. Образовать такого человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству. А. Н. Леонтьев в этой связи замечает, что субъект действует через внешнее и этим сам себя изменяет, т.е. человек сам обладает внутренним источником активности, а углубление процесса саморазвития и продвижения индивида по ступеням своего совершенствования невозможно без укрепления его субъектности во взаимодействии с окружающим миром, культурой и людьми [3].


Новая парадигма образования требует и нового педагога, творческая индивидуальность которого должна проявляться, прежде всего, в способности к самоизменению. Он не тот, кто учит, а кто понимает и чувствует, как ребенок учится; кто растет сам, развивая окружение детей. Поэтому все более значимой становится задача обеспечения профессионального саморазвития педагога как субъекта профессиональной деятельности, поведения и отношений, ибо профессиональное саморазвитие воспитателя - неотъемлемое условие саморазвития воспитанника: увлечь чем-либо других может только сам увлеченный, научить - умеющий, обогатить духовными ценностями - имеющий их.


Особенности становления профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения специально не выделялись в научно-педагогической литературе. Несмотря на общность труда воспитателя и учителя, профессиональная деятельность воспитателя имеет ряд особенностей: предмет деятельности воспитателя ДОУ - развитие детей дошкольного возраста, который является сензитивным для формирования важнейших психических новообразований; взаимодействие воспитателя с детьми происходит в иной пространственно-временной реальности; различные направления субъект-субъектного взаимодействия («воспитатель-ребенок», «воспитатель-родители», «воспитатель-администратор», «воспитатель-воспитатель») оказывают существенное влияние на профессиональное саморазвитие, поведение,  отношения воспитателя. По определению В. А. Петровского, «воспитатель - это профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника)» [4].


Воспитатели детского сада, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее сензитивный период его развития, выступают как носители "ценностей культуры" (Л. С. Выготский). Взаимодействие воспитателя и воспитанника строится на основе «отраженной субъектности», в которой воспитатель выступает как источник преобразования жизненной ситуации в значимом для ребенка направлении, как деятельное начало, меняющее взгляды ребенка на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед ним новые цели. На этапе дошкольного детства субъектом действий и деятельности детей, в целом, является детско-взрослая общность, включающая как самого ребенка, так и близких ему взрослых [2]. Следовательно, самоизменение воспитателя рассматривается как условие развития ребенка ("Воспитатель, изменись сам!"). Саморазвитие воспитателя происходит в направлении снижения собственной внутренней конфликтности, развития способности к эмпатии и децентрации.


Успехи в воспитании детей определяются множеством факторов (например, технология обучения и воспитания, возрастные особенности детей, имеющийся уровень развития детей и многие другие), каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Кроме того, важнейшим фактором развития ребенка является сам педагог, который берет на себя роль воспитателя. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.


Велика роль профессиональных способностей воспитателя в его успешной деятельности. Одной из них является педагогическое взаимодействие воспитателей, которое способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, сопереживанию, самоутверждению. Информационное взаимодействие  обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений [4].


Взаимодействуя друг с другом, воспитатели усваивают педагогический опыт, социальные нормы, знания и способы деятельности, а также формируются как педагоги. Профессиональное взаимодействие воспитателей можно определить как универсальную реальность, в которой существуют и проявляются в течение педагогической деятельности психические процессы, состояние и поведение воспитателя.


Опираясь на идеи Н. М. Борытко, С. Г. Вершловского, И. А. Колесниковой, Н. Г. Пешковой, Н. К. Сергеева и др., мы выделяем основные сущностные социально-педагогические характеристики воспитателя как саморазвивающегося субъекта профессиональной деятельности и поведения:


- направленность на непрерывное саморазвитие, преодоление своих и воспитанников нормативных пределов, перспективность в мышлении, профессиональном поведении, постоянный поиск, осмысление и утверждение смыслов профессиональной педагогической деятельности;

- высокая адаптивность к изменениям педагогической действительности, мобильность и успешность в использовании новых программ, технологий;

- адекватное решение профессиональных и личностных проблем (своих и воспитанников), возможность осознанной коррекции профессиональной деятельности и поведения;

- открытость новому опыту, профессиональная активность, творческая индивидуальность, готовность к решению задач креативной педагогической деятельности, самостоятельность мышления и деятельности, отказ от стереотипов, штампов, свобода и оригинальность в использовании педагогических средств, форм, позиций во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами;

- самокритичность, ответственность, целесообразность;

- перспективность в отношениях, постоянное повышение уровня взаимодействия, коммуникации с другими субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами).


Наиболее полно понимание профессионального саморазвития воспитателя ДОУ раскрывают его функции, выделенные на основе сущностных характеристик: адаптации (адекватное приспособление к условиям профессиональной педагогической среды), компенсации (коррекция профессионального поведения и деятельности), оценочная (осмысление рузультатов педагогической деятельности, самокритичность), активности (открытость новому опыту, широта жизненных и профессиональных интересов), коммуникативная (общение, обмен информацией с субъектами образовательного процесса придает уверенность в себе, профессиональную современность), смыслообразующая (активный поиск новых смыслов профессиональной деятельности, своего отношения к истине, возможностей для самореализации).


Реализацию данных функций в становлении профессионального саморазвития воспитателя ДОУ обеспечивают компоненты: ценностно-смысловой (представлен наличием потребности в профессиональном саморазвитии, ценностных ориентаций,  смыслов и мотивов, осознанием своей роли и предназначения, самоопределением  в разных педагогических ситуациях, осмысленностью профессиональной деятельности), содержательно-поисковый (характеризуется проявлением самостоятельности в достижении цели, открытостью новому, продуктивностью поиска благодаря способности к самовыражению, самообразованию, самовоспитанию), результативно-оценочный (проявляется в способности к самооценке профессионального поведения и деятельности, обеспечивает уверенность, самостоятельность, автономность) [2].


Таким образом, профессиональному саморазвитию воспитателя детского сада отводится более значимая роль в становлении позиции ребенка как субъекта детской деятельности, потому что для педагогики развития особую ценность представляют человеческие способности самостоятельно мыслить, действовать, самостоятельно развиваться, а этому ребенок-дошкольник может научиться только в "событийной общности" с воспитателем. При этом "позицию субъекта детской деятельности" мы, вслед за М. В. Крулехт, характеризуем как способность ребенка к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности, умению мобильно оперировать известными способами ее осуществления в измененных условиях, выходить за пределы заданной ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результаты своей деятельности в пределах возрастных возможностей [5].


Литература

1. Емельянова М.«Особенности профессионального становления
педагога» / М. Емельянова // Управление ДОУ.- 2008. - № 6. – С. 97
- 101,128 с.

2. Звездина Г. П. Эмоциональный настрой воспитателей ДОУ/ Г.
П. Звездина // Управление ДОУ. - 2009. - № 4. - С. 15-18, 128 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2008, 320 с.

4. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников. // Сб. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2010, 144 с., с .9-18.

5. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.Н. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 2008, 191 с.
 

Евгения Бирюкова
Саморазвитие воспитателя ДОУ

Педагоги, долго работающие в системе дошкольного образования, сами понимают проблему саморазвития, но очень часто для этого не хватает разных видов стимулирования со стороны начальства.Ведь мы как дети - нас похвали, так мы горы "свернём", а не то что новую методику придумаем:)

Тема заблокирована