ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Изидорова Г.И.

МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» г.Йошкар-Олы»

 Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

         Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Вся жизнь ребенка насыщенна игрой.  В игре он получает информацию об окружающем мире, учится жить в этом мире, строить взаимоотношения.

          Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь.

           Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения  (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяют решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.

         Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей. Этому способствуют театрализованные методы и приемы, такие как знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств, работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки).

         Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, происходит в несколько этапов, при этом стремлюсь создать эмоциональное настроение, даю детям возможность реализовать свой творческий потенциал.

         С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Я использую разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, я на прогулке говорю, увидев воробышка: «Посмотрите, какой любопытный воробей прилетел. Он сидит на ветке и чирикает, это он с вами здоровается. Давайте мы ему улыбнемся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и почирикаем, как воробушки».

          С театрализованными представлениями наши дети знакомятся при просмотре спектаклей как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Дети с удовольствием посещают эти представления. А затем мы обыгрываем знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок проявляет черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

         Особо любимы детьми сказки, поскольку язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Свои показы мы начали уже с младшей группы со сказок «Репка», «Колобок», «Теремок».

         Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, чему способствуют совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, мини-игры на других занятиях, игры-спектакли, посещение детьми театров, мини-сценки с куклами.     

         Начиная со среднего возраста (4-5лет), я знакомлю детей с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого использую этюды, которые помогают развить внимание и восприятие, привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.          

         Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

         Последовательно я знакомлю детей с различными видами театра. В процессе театрализованной деятельности повышаю речевую активность, развиваю инициативу, самостоятельность в играх с куклами, желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками дошкольной организации.    

          К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Я стимулировала желание детей включаться в спектакль, познакомила детей с разными видами театров. Для этого в групповой комнате для детей был организован уголок театрализованной деятельности с ширмой, уголком ряженья, пальчиковым, теневым, плоскостным, настольным театром, куклами би-ба-бо, театром масок, аудиофонотекой с песнями, сказками, звуками природы. В изготовлении костюмов и других атрибутов для спектаклей активное участие принимают и родители воспитанников.

         В старшем дошкольном возрасте дети становятся более раскрепощенными и активно участвуют в театрализованных играх. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтобы его поняли зрители.               

         Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами помогает обрести чувства успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым, дает   детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок раскрывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. 

         Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

         Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: музыка, костюмы, декорации и главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувства партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

         С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

В результате такой последовательной работы у детей формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощены, научились передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию, значительно обогащен и активизирован словарь детей, на более высоком уровне сформирована звуковая культура речи, лексико-грамматический строй речи, монологическая, диалогическая речь, дети стали более самостоятельны, активны в театрализованной деятельности.

Ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста. 

Список использованной литературы:

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1990. – 128 с., ил., 17л.ил.
  2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - N5. – с. 51-61
  3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М., Академия, 1999. –с.201-202.
  4. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
  5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.