Управление эколого-экономической системой и взаимодействие всех структур власти и гражданского общества

 

Мурашова О.С., Шакирова Г.Р.,

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный

технологический университет»

Российская Федерация, г. Йошкар-Ола

 

Условием становления Российской Федерации как демократической страны, признаваемой в мире, является наличие гражданского общества, которое позволяет соблюдать баланс между государством и обществом. Из истории вспоминается значительное число примеров, когда общество направляло свои силы для получения наилучшего результата, а в итоге получало совершенно противоположный эффект. Отложить принятие необходимых мер на завтра может быть просто экономически невыгодно. По мнению многих авторов необходимо развивать в стране «зеленую» экономику, формировать экологическое общество и стремиться применить все это на деле. Экологизация является инструментом обеспечения экологической безопасности и достижения устойчивого развития региональной экономики и включает в себя эколого-экономическую ориентацию структуры потребностей и стандартов благосостояние населения. В качестве факторов экологизации экономики выступают: отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства, технический уровень производства, количество и структура потребляемого природного ресурса, производственный процесс и производимая продукция.

Учитывая тенденции загрязнения окружающей среды, все большую актуальность приобретают вопросы регионального развития, в котором ведущая роль   принадлежит разработке новой, экологически ориентированной стратегии развитии экономики, в котором учитываются состояние окружающей среды и экологические блага в системе общественного воспроизводства. Современное состояние проблемы требует именно эколого-экономического анализа взаимоотношений производства и окружающей среды, где субъекты региональной экономики выступают как эколого-экономические системы и согласуют требования экономики и экологии. [2, с.38]

Поэтому значимость вопросов экологии в развитии региональной экономики в целях повышения конкурентноспособности региона определили выбор темы научного исследования. Актуальным на сегодняшний день является  и внедрение экологических основ в деятельность общественных организаций - для наиболее быстрой реализации «зеленой» политики государства и создания эффективного управления.

Государству и общественности необходим диалог для выстраивания системы эффективного управления государством и нахождения общих интересов, общего языка и направлений деятельности, а кто как не общественные организации воспитанные на практике волонтерства могут эти знания «приложить» для построения в стране гражданского общества.

Сущность региональной экономки как эколого-экономической системы определена взаимосвязью экологической и экономической подсистем. Экономическую подсистему раскрывает «искусственно созданная среда», под которой понимаем все, что возникло в результате трудовой деятельности людей, именуемой антропогенной, или производственной. В экономической подсистеме совокупность производительных сил преобразует входные материально-энергетические потоки природных и производственных ресурсов в выходные потоки предметов потребления и отходов производства. [1, с.10]

Впоследствии часть отходов выступает как техногенные загрязнения, что наносит ущерб экологической подсистеме, обусловленный взаимодействием с экономической подсистемой. К экологической подсистеме относится вся совокупность взаимодействия людей, предметов и продуктов их жизнедеятельности с природой (атмосфера, гидросфера, литосфера) и окружающей человека средой и сложившееся в результате экологическое состояние территории, которое может нести в себе определенную опасность для жизнедеятельности человека.

Так, эколого-экономическая система как объект региональной экономики, это взаимодействие в системе «экономика - природа» на основе взаимосвязанных организационно-экономических и экологических мер с целью формирования, распределения, перераспределения средств производства на уровне производственной системы и создание условий рационального использования природных ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития экономики и экологической безопасности.

Чтобы свести к минимуму отрицательное взаимодействие в системе «экономика - природа», необходимо построить систему управления региональной экономикой на определенных экологических знаниях и полномочиях принятия управленческих решений с учетом экологического фактора, т.е. экологизировать. В данном случае экологизация управления региональной экономикой представляет собой процесс направленного воздействия на участников эколого-экономической системы в целях обеспечения экологически ориентированного устойчивого развития региональных систем.

Субъект управления представлен как двухуровневая подсистема, состоящая из подсистемы органов государственного и муниципального управления и отдельных природопользователей в лице субъектов региональной экономики. Они в комплексе формируют аппарат и систему по выполнению экологических функций в управлении региональной экономикой, суть раскрывает рисунок 1.

Рис.1. Система экологических функций в управлении региональной экономикой

 

В данной системе стратегические цели доводятся до субъектов региональной экономики, в результате чего «верхушка» системы управления получает обратную связь как результат улучшения или ухудшения экологической ситуации в регионе, что в свою очередь влияет на эффективность деятельности действующей системы экологизации региональной экономики. Этому должна способствовать разработка стратегии управления региональной экономикой и включать в себя программу действий субъектов управления, основанных на безопасной экономике, наличии институтов власти, обеспечивающих защиту региональных экологических интересов и сохранения воспроизводственной основы жизнедеятельности населения (сохранение природных ресурсов, благоприятной среды обитания и генофонда человека). [1, с.25]

На основе рейтинговой оценки все регионы Приволжского федерального округа в зависимости от экологического состояния были распределены в три группы, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение субъектов Приволжского федерального округа

по экологическому состоянию за 2008-2010 г.г.

Состояние эколого- экономического развития

Значение рейтинговой оценки

Субъекты

Благоприятное

(2,1341-7,5781)

Удмуртская Республика. Республика Мордовия, Саратовская область, Ульяновская область, Пензенская область. Чувашская Республика, Республика Марий Эл

Средний уровень благоприятности

(7,5781-13,0221)

Республика Башкортостан, Республика Татарстан Самарская область, Пермский край. Нижегородская область. Кировская область

Неблагоприятное

(13,0221-18,4661)

Оренбургская область

Анализируя результаты оценки эколого-экономического развития регионов Приволжского федерального округа, отметим, что степень благоприятности экологического состояния определяется зависимостью от уровня промышленного производства. Так, Республика Марий Эл, являясь объектом исследования, занимает лишь седьмое место среди семи регионов, составляющих группу благоприятного экологического состояния с учетом низкого объема промышленного  производства. [1, с.34]

Обобщив данные с различных источников, можно сделать вывод, что формирование системы управления региональными экономическими системами с учетом экологических ограничений требует совершенствования основных взаимосвязанных составляющих:

  • региональной экологической политики;
  • структурно-функциональной организации органов управления;
  • нормативно-правовой базы;
  • административных и экономических методов управления.

Для управления региональной экономикой в Республике Марий Эл требуется разработка политики управления региональными эколого-экономическими системами (ЭЭС), т.к. она отсутствует даже на федеральном уровне. Политика управления ЭЭС в Республике Марий Эл должна включать в себя внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя эколого-экономическая политика формируется в рамках самого предприятия и является составляющим элементом политики на уровне региона. Концепция эколого-экономической политики предприятия направлена на решение одновременно двух ключевых вопросов — повышение конкурентоспособности предприятия и снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. Внешняя эколого-экономическая политика формулируется органами государственной и муниципальной власти, которая является инструментом государственного регулирования экологической деятельности субъектов региональной экономики.

 

Литература

  1. Гришанин Е.И., Коновалова О.В. Парниковый эффект и судьба жизни на земле // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России», №5-6, 2002. – С. 108-110.
  2. Глобальная экологическая перспектива – 2000 // ЮНЕП. Интердиалект+,  М.: - 1999. - С. 7-8.
  3. Региональная экологическая политика (основные направления)/ Под. Ред. В.М. Захарова. – М.:Акропрль, ЦЭПР, 2007. – 44 с.
  4. Сунгуров А. Взаимодействие власти и структур гражданского общества: возможные модели/ / Гражданский диалог – 2008. - №3. – С.37-40.
Сбоева Ирина Ал...
Управление эколого-экономической системой

Тема статьи созвучна с одним из актуальных направлений современного менеджмента - экологическим менеджментом. Авторам следует продолжать свои исследования в данной области и анализировать вопросы организации экологического менеджмента на региональном уровне в привязке к конкретным объектам.

Шувалова Юлия А...
Управление эколого-экономической системой

Статья понравилась. Автор пишет. что на основе рейтинговой оценки все регионы Приволжского федерального округа в зависимости от экологического состояния были распределены в три группы. Хотелось бы уточнить - какие критерии и индикаторы были использованы для расчета рейтинговой оценки?

Тема заблокирована