Вервейко И.Н., Шкилев С.В. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога

 

Вервейко И.Н.,

Научный руководитель - Шкилев С.В.,

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»,

Российская Федерация, г. Белгород

 

Понятие «сопровождение» рассматривала М.Р. Битянова. Она дала  ему следующее определение: «сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности в ситуациях взаимодействия» [1]. М.Р. Битянова считала, что это самый первый и важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.


На сегодняшний день существует много работ, связанных с изучением труда учителя. Проблему профессионального развития стали ставить в ряд наиболее актуальных проблем педагогической практики.


Последние работы Г.А.Ковалева, А.К.Макаровой, М. И. Станкина открыли новую перспективу изучения деятельности учителя, именно их исследования подготовили переход от «фрагментарного и статического» рассмотрения педагогической деятельности к пониманию педагогического труда как «целостной и развивающейся» психической реальности.


В работе Л.М.Митиной всесторонне проанализирована позитивная динамика развития личности учителя, подробно рассматриваются мотивационные, эмоциональные, поведенческие аспекты ее становления. Именно ею сформулирована психологическая концепция профессионального развития учителя. Всё больше работ, посвященных изучению педагога, связаны с психологическим сопровождением их деятельности.  Данные этих исследований, начинают активно использоваться на практике. Например, полученная информация позволяет предотвращать и преодолевать такие негативные явления как «педагогические кризисы», «педагогическое истощение» и т.д.[3]


Также следует назвать  содержательные исследования известных педагогических психологов: С.В.Кондратьтевой, В.А.Крутецкого, Н.В.Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.М.Митиной, которые посвящены изучению характерных особенностей деятельности, общения, педагогического мастерства, способностей, т.е. изучению феноменологии педагогического труда.


Мы проанализируем несколько аспектов  психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога, связанные с такими понятиями как профессиональная компетентность и педагогическая позиция. В связи с этим   рассмотрим следующие вопросы: как необходимо поддерживать педагога в его непрерывном профессиональном развитии, содействовать становлению и развитию педагогической позиции.
Преставление о психологическом сопровождении обычно связывают с технологическим подходом. Термины «психологическое сопровождение образовательного процесса», «психологический статус» и др. введены в употребление и наполнены конкретным содержанием М.Р. Битяновой теоретиком и практиком школьной психологии. Именно она является автором технологической концепции построения школьной психологической службы[1].
Однако, Т.Г. Малюшина, И.В. Хромова в своей работе говорят о том, что  «деятельность психологической службы, направленная на наращивание профессиональной компетентности можно организовать по технологическому принципу, полностью же технологизировать процесс становления педагогической позиции невозможно»[2]. В связи с этим они предложили модель психологического сопровождения профессионального развития педагога. Т.Г. Малюшина, И.В. Хромова выделили несколько путей реализации данной модели: информирование, тренинг, организация жизнедеятельности. Они не  приравнивают информирование к лекционному психологическому просвещению и говорят о том, что главный принцип информирования это проработка психологической информации через интроспекцию[2].


Поэтому, первым этапом  работы с психологической информацией будет самотестирование, самоанализ, сопровождающие их индивидуальные и групповые консультации. Затем, определяется ключевая теоретическая проблема на длительный срок.


Следующий путь реализации модели психологического сопровождения профессионального развития педагога - это тренинг. В данном случае не проводятся классические групповые тренинги, а отдельные тренинговые методики.


Затем, создаются ценностные установки и эмоционально благоприятная атмосфера, которая способствует профессиональному развитию педагога.


Данную работу можно осуществлять в самых разных аспектах: на теоретических семинарах, тренинговых занятиях, психолого-педагогических советах, педагогических совещаниях, в процессе освоения педагогами адекватных методик диагностики детей, создания методических материалов для педагогов, подготовки и выпуска печатной продукции, работа над психологическими основами авторских программ.

 

Литература.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:Генезис, 2000.

2. Малюшина Т.Г.  , Хромова И.В.  Психологическое сопровождение в учреждении дополнительного образования детей.-  Новосибирск, 2007

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.