Воротилова О.С. Акмеологические аспекты эффективного профессионального становления в рамках управленческой деятельности

 

Воротилова О.С.,

НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет

«Синергия» (Марийский филиал),

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

 

В настоящее время вопросы профессионализма в различных областях трудовой деятельности становятся все более и более актуальными. Прежде всего, в теоретическом и практическом аспектах, анализ этих вопросов проводится в акмеологических исследованиях.


В акмеологическом понимании ступень зрелости, или вершина зрелости в широком смысле – АКМЕ – рассматривается как многомерные характеристики и состояния человека, охватывающие определенный прогрессивный период его развития, связанный с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. На сегодняшний день, наиболее интенсивное развитие получили те направления акмеологии, которые связаны с поиском закономерностей высших профессиональных достижений, прогрессивного развития человека как субъекта профессиональной деятельности.


Базовой акмеологической категорией является категория профессионализма. В данном случае нельзя не отметить, что в смежных науках эта категория практически не рассматривается. Более того, можно сказать, что исключительно акмеологической является и другая важнейшая категория – профессионал. Профессиональные "акме" как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали такие видные отечественные ученые, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.П. Кузьмина, А.К. Маркова и др.


"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев). "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления"акме" в других сферах)


Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных "акме" разной степени общественной и личностной значимости.


Общественно и объективно значимые профессиональные "акме" - это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень. Такого рода результаты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессионального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает принципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии. Общественно значимые профессиональные "акме" могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора. У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.


Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме" - это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.


Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер. Хотя субъективно значимые профессиональные "акме" не всегда признаются профессиональным сообществом как важные для профессии достижения, тем не менее для конкретного человека небезразлично, как сообщество оценивает его возможности к новым успехам и подъемам в труде.


Особый интерес в данном случае вызывает развитие профессионального "акме" лиц, занимающихся управленческой деятельностью.


На рубеже веков для управленческой мысли характерны следующие тенденции развития:


1)  Профессионализация науки управления;

2)  Практическая направленность современного развития науки управления;

3)  Ориентация на количественное увеличение, многослойность управленческого аппарата, усиление дифференциации управленческого труда;

4)  Усиление технической оснащенности и технологическое усложнение управленческого труда;

5)  Ориентация на человека как на высшую ценность всего процесса управления.


Исходя из этого можно сделать вывод о том, что управленческий труд в настоящее время является сложной и многогранной деятельностью, требующей от людей, им занимающихся, развития многочисленных компетенций. Причем заметная часть этих компетенций носит психологический характер, находясь в зоне профессионально важных качеств личности.


Попытки сформировать перечень профессионально важных качеств личности руководителя, предпринимаемые зарубежными и отечественными исследователями за последние полвека, не внесли ясности в эту проблему. Мы убедились в этом после проведения сравнительного исследования особенностей личности менеджеров и лиц, не занятых в управлении, в области мотивации, самоуправления, направленности личности и коммуникации. Результат исследования не показал значимых различий в уровне развития исследованных качеств у руководителей и не руководителей. Но, сравнение корреляционных матриц, полученных на основе изучения уровня интегрированности исследуемых психологических показателей в структуре личности руководителей и членов контрольной группы показало заметные различия. При этом мы смогли отметить, что профессионально важной особенностью руководителя является не столько уровень выраженности тех или иных изучаемых нами характеристик, сколько степень интегрированности этих характеристик, богатство взаимосвязей между ними. Это дает возможность современному руководителю адекватно действовать в различных, часто изменяющихся ситуациях, что, в свою очередь, повышает успешность профессиональной деятельности в сфере управления.


Таким образом, мы можем говорить о том, что важнейшим акмеологическим аспектом эффективного профессионального становления в рамках управленческой деятельности является достижение тесной интегрированности профессионально значимых качеств в личности руководителя.