ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дождикова Е .И., Заболотских О.П.

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Студентка 1 курса

Республика Марий Эл, Йошкар-Ола

В течении всего дошкольного детства меняется и усложняется деятельность ребенка, которая предъявляет высокие требования не только к мышлению, восприятию, памяти, но и к другим психическим процессам, а также к тому, как правильно организовывать свое поведение. Чем успешнее этот процесс осуществляется, тем успешнее идет нравственное развитие детей. Поэтому очень важно с дошкольного возраста начинать воспитывать нравственные качества, которые будут соответствовать нормам поведения для гражданина современного общества. В связи с этим, в 2014 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт, закрепляющий приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, поэтому основной задачей является воспитание нравственных качеств у детей.

В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, В. А. Сухомлинский считали, что с малых лет важно воспитывать чувство доброты, справедливости, способность противостоять лжи и жестокости, учить соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. [1]

По  мнению  И.Ф.  Харламова  нравственность  —  составная  часть  интегрированного  подхода  к  воспитанию  личности  «Формирование  нравственности  является  переводом  моральных  норм,  требований  и  правил  в  знания,  навыки  и  привычки  поведения  личности  и  их  неукоснительное  соблюдение». [3]

Проблемой нравственного развития детей с задержкой психического развития занимались такие отечественные психологи как H. Л. Белопольская, Е. А. Винникова, Э. И. Кякинен, И. Ф. Марковская, Е. С. Слепович и другие. Они считают, что нравственная сфера детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Данные особенности проявляются в ситуативности поведения ребенка, слабой ориентировке детей в нравственно-этических нормах, что ведет к нереализованным возрастным возможностям в нравственном становлении ребенка и не может не отражаться на формировании его личности. В этой связи крайне важным представляется изучение возможностей нравственного развития дошкольников с задержкой психического развития, что позволит предупредить многие трудности в формировании их нравственной сферы. [2]

Воспитание нравственных качеств происходит в социальной среде. Нравственные качества воспитывают все, включая общество, семью, детский сад, также огромную роль играет педагог, который создает необходимую воспитывающую среду для развития духовно-нравственных качеств. При этом очень важно учитывать тот факт, что воспитание нравственных качеств осуществляется только в рамках целостного педагогического процесса, который соответствует нормам морали, а также при учете возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Изучив теоретический материал, была выбрана цель нашего исследования, которая проявляется в выявлении уровня развития нравственных качеств и воспитании их у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической и социальной помощи «Детство». В эксперименте приняли участие дети старшей дошкольной группы, в количестве 10 человек.

Обследование включало в себя анкетирование детей, которое включало в себя 20 вопросов. По результатам обследования можно сказать, что у 30% детей духовно-нравственные качества не сформированы, а у 70% детей духовно-нравственные качества находятся на стадии формирования.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу и проведя диагностику с детьми старшего дошкольного возраста, можно сделать следующий вывод: нравственное воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения является важнейшей задачей воспитание. Поэтому очень важно подобрать разнообразные и эффективные методы для формирования нравственных качеств детей.

Список использованной литературы:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
  2. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352с
  3. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.