ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И РЕЧИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Черкасова А. А.
студент 4 курс, Психолого-педагогический факультет
Институт педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Марийский Государственный университет»
Марий Эл, Йошкар-Ола
Научный руководитель: Загайнов И. А.
кандидат педагогических наук, доцент

В статье рассматриваются актуальные научные сведения о границах влияния музыки на речь, их филогенетической связи, приведены результаты корреляционного анализа развития речи и музыкальности детей раннего возраста.

Ключевые слова: речь, музыка, корреляционный анализ, музыкальная среда, ранний возраст, речевое развитие

В науке влияние музыки на речь исследовалось преимущественно с неврологической позиции её соотношения с работой мозговых структур во время воспроизведения или слушания. Однако эти исследования требуют популяризации и применения в психологии и педагогике. Это позволит углубить представления о возможности использования потенциала музыки в психолого-педагогическом контексте работы с речью.

В современной научной литературе Т. Э. Тютюнникова, Р. Картер, Т. В.  Черниговская, С. Л. Лазарев отражают в своих работах связь речевых и музыкальных явлений в жизни человека, в свою очередь, опираясь на труды К. Орфа, Б. М. Теплова, Э. Ж. Далькроза, В. В. Медушевского.

В статье собраны актуальные научные сведения о границах влияния музыки на речь, их филогенетической связи, а также приведены результаты корреляционного анализа развития речи и музыкальности детей раннего возраста.

Музыка по своей сути является прародительницей речи [5]. Одним из доказательств этого феномена является факт идентичности интонаций (повелительной, вопросительной и восклицательной) в разных языковых группах. Музыка, как и речь, немыслима без интонаций, которые по своему существу являются причиной и следствием наших эмоций [6]. Сама же структура интонации существует в пределах звуковых интервалов, строящихся от привычного тона речи, соответствующих в музыке кварте (вниз) и квинте (вверх) [5], это обуславливает восприятие речи как музыкального продукта.

Изначально в речи не было словесного замысла. Основную смысловую нагрузку несли гласные звуки, интонирования которых было достаточно для донесения значения высказывания. Ведущая роль отдавалась ритмико-интонационным последовательностям, подсознательно влияющим на психику человека. Элементы подобного отношения к речи мы можем наблюдать сейчас в детском фольклоре, вербальная составляющая которых зачастую лишена логики и смысла, образы исходно иррациональны, и это их качество никак не связано с утратой исторических значений слов.

Так, колыбельные по своей сути являются набором звуков, ритмика и интонация которых активизируют длинные волны мозговой активности, возникающих при погружении в сон и регулирующих состояние покоя и сна при соматическом расслаблении:

«Да у утушки, да у серенькой / Да короткие ножки. / Ой, лёпи, али-лёп-лёпи, / Да короткие ножки. /Ой, у Марьюшки, у Ивановны / Да молодые гости» [2].

Развиваясь, речь отдавала информативное значение согласным звукам, и теперь этот факт отделяет функциональность пения и речи.

Другим доказательством материнской связи музыки с речью считают сходные лексические формы слов «петь» и «говорить» в языках разных семейств. В немецком ‘singen’ и ‘sagen’ (петь, говорить), в славянских ‘баять’ и ‘петь’. В свою очередь, немецкие слова исходят из корнеслова «-*kes-», означающего – «нарезать звуки», а славянские из «-*bhau-» - «отбивать ритм, отбивать такт».

Кроме того, существуют неврологические доказательства связи речи и музыки. Так, доказано, что человек совершает неосознанные микромускульные движения при восприятии музыки и речи (соинтонирование, пантомимические движения) [6]. Это свидетельствует об идентичных механизмах восприятия, обработки этих явлений и ещё раз подчеркивает их производность.

Эту же природу имеет способность человека слышать вовне себя музыку и речь, как бы проигрывая и проговаривая их.

Музыка и речь в одинаковой мере не существуют без понятий «ритм», «звук», «интонация», «длительность», «пауза», «движение», «тембр». Физически музыка и речь – это заданный и изменяющийся ритм, интонационное движение силы и высоты звука. Однако, с позиции психолингвистики более значимым в вопросе сосуществования музыки и речи является понятие ритма. Восприятие и воспроизведение речи возможны, прежде всего, благодаря наличию в ней ритмической организации, которая связывает эти процессы с понятием «ауторитмика» и отсылает к взаимосвязи устной речи и телесной моторики, объясняющей механизм врождённой способности к обучению речи [1].

В настоящее время известно, что мозг ребенка на момент рождения адаптирован для овладения человеческой речью любой языковой группы.
Язык, который ребенок будет считать родным, зависит от среды, в которую он попадает. Точно так же каждый ребенок имеет врождённые музыкальные способности [3,4], развитие которых зависит от средовых характеристик.
Это связано, прежде всего, с тем, что филогенетически речь, музыка и движение существовали неотделимо друг от друга [3].

Музыка и речь имеют общую историю развития и проистекают они из одних и тех же потребностей человека, которые были связаны с нормализацией психосоматического состояния. Это обуславливает большой коррекционный и гармонизирующий потенциал музыки как исходно органического, природосообразного феномена [3,4].

На основе теоретических обоснований взаимосвязи музыки и речи было проведено простое исследование, основанное на корреляционном анализе музыкальных и речевых способностей детей второго и третьего года жизни, посещающих музыкальные занятия раз в неделю.

         В исследовании по методике диагностики психического развития детей от рождения до 3 лет Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой приняли участие 33 ребёнка. Оценка уровня развития речи производилась по следующим параметрам: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, вовлеченность в общение, средства общения, активная речь, способность к выполнению речевых инструкций взрослого, понимание речи взрослого. Также исследовалась музыкальность этих участников по параметрам, предложенным О. П. Радыновой: танцевально-двигательная импровизация, чувство ритма, музыкальная память, ладовое чувство и музыкальная среда.

         Анализ данных показал, что в 75% случаев отсутствие проявления тех или иных явлений музыкальности у детей и музыкальной среды дома отмечается у детей со средним и низким уровнем развития речи. Напротив, у детей с высокими показателями речевого развития в 11 из 17 случаев наблюдается равномерное проявление музыкальности и наличие дома постоянной музыкальной среды.

Для анализа общих результатов исследования и практического подтверждения взаимосвязи музыкального и речевого развития применялся метод корреляционного анализа. Был проведён расчёт коэффициента ранговой корреляции Ч.  Спирмена  с применением программы IBM SPSS Statistics.

Эмпирическое значение коэффициента корреляции: 0,551. Для данного объема выборки полученное значение определяет взаимосвязь как значимую на уровне 0,01.

Таблица 1. Расчёт коэффициента корреляции показателей музыкального и речевого развития детей раннего возраста и определение её значимости в программе IBM SPSS Statistics.

Корреляции

 

Развитие
речи

Музыкальное
развитие

Ро Спирмена

Развитие речи

Коэффициент корреляции

1,000

0,551**

Значимость
(двухсторонняя)

.

0,001

N (объем выборки)

33

33

Музыкальное
развитие

Коэффициент корреляции

0,551**

1,000

Значимость (двухсторонняя)

0,001

.

N (объем выборки)

33

33

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

 

Полученный результат позволяет говорить о том, что корреляция между показателями речевого и музыкального развития детей второго и третьего года жизни, принявших участие в проведённом исследовании, статистически значимо отличается от нуля. Этот факт побуждает к дальнейшему изучению вопроса взаимосвязи музыки и речи с организацией репрезентативных выборок и использованием более детального диагностического аппарата.

Существует множество теоретических и практических доказательств филогенетической связи музыки и речи. Доступность этого знания для педагогического и психологического поля позволит углубиться в значимость музыкального развития ребенка раннего возраста и раскрыть его потенциал в работе психолога и педагога.

Литература:

  1. Чижова В. А., Крапивина М. С., Матюшенко Е. Е. Две стороны восприятия речи // Известия ВГПУ. — 2016. — № 8. — С. 108-112.
  2. Бусыгин А. И. Фольклор Дона и Кубани. - Ростов на Дону, 1938. — 160 с.
  3. Тютюнникова Т. Э. Музыка детства: ремесло и искусство педагога. —
    М.: Бином детства, 2019. — 79 с.
  4. Лазарев М. Л. Музыкальный интеллект как основа модели гармонизации развития ребенка на разных стадиях детского онтогенеза, включая пренатальный возраст // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 4. — С. 158-164
  5. Бобылева Н. В. Вначале была музыка // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010. — № 2. — С. 4-13.
  6. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т I. — М. : Педагогика, 1985. — 328 с.