Взаимосвязь психологических защит с привязанностью

Полищук А.А.,

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины,

Республика Беларусь, г. Гомель

Человек, как существо эмоциональное, находится в постоянном воздействии стрессовых ситуаций, которые могут привести к нарушению как физического, так и психологического здоровья. С раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека появляются и формируются механизмы, определяемые как «психологические защиты». Эти механизмы существуют для того, чтобы защищать личность от негативных эмоциональных волнений и перенапряжений.  Благодаря психологическим защитам человек неосознанно оберегает свою психику от травм, которые могут привести к развитию депрессии, неуверенности в себе и к разрушению Я-концепции личности. Однако на сегодняшний день недостаточно изученным остается взаимосвязь психологических защит с различными личностными категориями, в частности с типологией привязанности.

Психологическая защита представляет собой целый охранный комплекс, заключающий в себе отдельные механизмы. При этом у каждого человека образуется индивидуальный механизм психологической защиты (или даже целый комплекс), которым он пользуется чаще всего.

Под термином психологические защиты З. Фрейд понимал феномены разрешения конфликтологического напряжения между сознанием и бессознательным. Основная задача психологических защит, по мнению автора, заключается в ослаблении напряжения между данными компонентами личности [1].

В результате многочисленных исследований можно сделать вывод, что психологические защиты выполняют ряд адаптационных функций:

- положительные: оберегают личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, сокращают тревогу и способствуют сохранению в ситуации конфликта самоуважение и др.;

- негативные: действия защитных механизмов продолжаются до тех пор, пока не сделан перерыв перед новой активностью.

Психологические защиты имеют ряд связывающих их характеристик. Во-первых, они являются неосознанными, человек активизирует их, сам того не зная. А во-вторых, главной целью этих механизмов является максимальное искажение или отрицание действительности, чтобы она не представлялась человеку такой тревожной или угрожающей. Стоит выделить, что иногда люди используют сразу несколько защитных механизмов для того, чтобы избавить свою психику от негативный, травмирующих событий.

В современной психологической науке описано около 20 видов механизмов психологических защит. З. Фрейдом было выделено 8 основных защитных механизмов.

1) Подавление (репрессия) – удаляет потенциально опасные желания, факты, мысли из сознания, препятствуя таким образом их возможному разрешению. Подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психической природы [1,2]. Подавление формируется для торможения эмоции страха, проявления которой невозможны для адекватного самовосприятия. Страх блокируется при помощи забывания реального раздражителя, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

2) Отрицание – попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят «Я». Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению [1,2]. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей и реальности, мучительных в случае их осознания (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.). Т.е. поведение индивида подобно тому, словно проблемы не существует.

3) Рационализация – построение приемлемых причин, оснований для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения и мыслей [2]. Главный принцип рационализации - создать гармонию между желаемым и действительностью и, таким образом, сохранить самоуважение, избежать ответственности и вины. В этом случае субъект, который оказался не в состоянии что-то сделать, как правило, объясняет свою неудачу внешними факторами, недоброжелательным отношением других людей, и не признает собственной слабости.

4) Инверсия – подмена мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок изначально хочет получить любовь и внимание матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе).

5) Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств. Этот механизм часто возникает у незрелых и ранимых личностей. Бывает, что проекция наносит вред, потому что приводит к ошибочности осознания действительности. В случае патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, т.к. утрачивается способность различать фантазии от реальности.

      6) Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздвоенности личности. «Психический ступор», возникающий вследствие катастроф, является ярким примером действия изоляции на социальном уровне. Другим примером изоляции может служить хирург, который не мог бы продуктивно работать, если был бы всегда настроен на физические страдания пациентов или на свое собственное отвращение, делая операцию.

7) Регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования. Уход от реалистичного мышления в поведение, снижающее тревогу, как в детские годы. В норме регрессия выражается в реакциях на негативные действия, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях. При патологиях регрессия обнаруживается при психических болезнях, особенно при шизофрении.

8) Сублимация – это процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности. Это изменение энергии подавляемых, запретных стремлений в иные виды деятельности. Человек снижает напряжение, смещая агрессию на более безопасный объект или на себя самого. Например, перенос агрессивных чувств к начальнику на друзей, семью или другие объекты [1,2].

Анализ психологической литературы показывают, что переход из среднего общеобразовательного учреждения в вуз является сложным процессом адаптации, нарушение которого может отразиться на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье студентов, повлиять на их дальнейшее развитие и на результаты обучения. Это является причиной говорить о том, что проблемы психологических защит у студентов относятся к числу наиболее важных проблем в высших учебных заведениях.

         Начиная с раннего детства, привязанность является необходимым компонентом любых межличностных отношений. Она исходит из потребности в психологической безопасности устанавливается в результате длительного взаимодействия и отличается избирательностью, эмоциональностью и относительной устойчивостью [3].

Дж. Боулби подчеркивал, что привязанность несет в себе две противоположные тенденции: стремление к новому, и поиск поддержки и безопасности. В таком случае, привязанность активируется в основном в угрожающих ситуациях, а не в привычной и безопасной обстановке [4].

Бартоломью и соавторы выделили четыре типа привязанности во взрослом возрасте.

Автономный тип (А) - привязанность, возникающая у людей, принимающих зависимость и осознающих при этом свою самодостаточность. Сверхзависимый тип (В) – тип привязанности, при котором личность признает факт зависимости в близких отношениях, однако отрицает независимость, как свою, так и партнера. Псевдоавтономный тип (С) -  привязанность, при которой личность не приемлет никакой формы зависимости и преувеличивает значение независимости. Дезориентированный тип (D) – тип привязанности, формирующийся у личности с негативной установкой как на взаимозависимость, так и на самодостаточность [4,5].

В эмпирических исследованиях И.А. Федотова и И.А. Рудаковой подчеркивается существенная зависимости типов привязанности и механизмов психологических защит.

В многочисленных исследованиях С.А. Станибулы подчеркивалось ключевое влияние привязанности в формировании адаптационной системы личности к которой относиться привязанность [6,7].

Люди, с привязанностью автономного типа, не допускают проявления неприемлемых желаний, благодаря развитию обратных данным желаниям установок и форм поведения. Неприемлемая часть при этом перестаёт осознаваться, а приемлемая — гипертрофируется. Нередко случается, что агрессия преобразуется в излишне активную заботу и любовь.

У людей со сверхзависимым типом преобладают психологические защиты, выделяющиеся на межличностных коммуникациях, в которые они постоянно вовлечены.

Люди, обладающие привязанностью псевдоавтономного типа не расположены исправлять или как-то восполнять собственную действительную или воображаемую физическую, или психическую неполноценность.

Люди с дезориентированным типом привязанности подвержены к приписыванию собственных неприемлемых чувств, желаний, мотивов окружающим их людям, и как следствие, не чувствуют за них ответственность, из-за чего зачастую стремятся избавиться от человека, на которого было проецировано что-то негативное, из окружения, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств.

Таким образом, психологические защиты определяются как естественные механизмы, обращенные на предупреждение расстройств поведения не только в пределах конфликтных ситуаций, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Данная психическая активность осуществляется в форме особенной системы обработки информации, которая может избавить человека от чувства стыда и потери самоуважения в рамках мотивационного конфликта. Психологическая защита выражается в способности человека сохранять имеющееся мнение о себе, отвергая или же изменяя информацию, воспринимающуюся как негативную и разрушающую устойчивые представления о себе и других. Можно с уверенностью утверждать, что специфика и опыт построения привязанности в раннем детстве выступает ключевым фактором формирования адаптационной системы личности, а в частности системы психологических защит.

Список использованных источников:

1. Freud, S. Inhibitions, symptoms and anxiety / S. Freud. – N. Y.: International Association for Analytical Psychology. – 2013. – 253 p.

2. Freud, S. The defence neuro-psychoses / S. Freud // The collected Papers: in 10 v. – N.Y.: Collier Books, 1963. – Vol. 2. – P.67-81.

3. Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: дис. … кандидата псих. наук / Казанцева Т. В.; Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб. – 2011. –С. 23

4. Григорова, Т.П. Совладание с деструктивной привязанностью в романтических отношениях взрослых / Т.П. Григорова // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова. – 2014. – Том 20. №6. –С. 37-43.

5.Федотов, И.А., Рудакова Д.А. Психологические защиты и копинг у людей с различными типами привязанности / И.А. Федотов, Д.А.  Рудакова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2016. – С. 85-97.

6.Станибула, С.А. Роль нарушений привязанности в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Станибула // Вестник Псковского государственного университета. –  Вып. 5. 2017. –  С. 76-81.

7. Станибула, С.А. Коррекция нарушений привязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Станибула // Профессиональное образование. –   № 3(29), 2017 . –  С. 29-33.