Взаимосвязь тревожности детей с агрессивностью и враждебностью их родителей

К.П. Кусянова, А.Н. Крутолевич

Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины

г.Гомель, Республика Беларусь

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Взаимосвязь жестокого воспитания и проявлениями тревожности у детей нашли подтверждение у многих отечественных и зарубежных ученых, так, К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным  избирательным  доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации [1, с. 125]. С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и тревожности детей [1, с. 208]. П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими [1, с. 143]. И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка [1, с. 53].

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении [3, с. 17]. Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью, неустойчивостью и тревожностью; деспотическое воспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями [2, с. 146]

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребенком, не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка [4, с. 73].

Одним из факторов, влияющих на развитие тревожности, являются особенности родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша. Родители, проявляя свою агрессивность, влияют на состояние своих детей в частности на проявление тревожности у детей.

Эмпирическое исследование на определение взаимосвязь ситуативной и личностной тревожности детей с уровнем агрессивности их родителей было проведено в двух 7-ых классах. В исследовании принимали участие 56 детей, а так же их родители.

C целью выявления уровня агрессивности использовался опросник Басса – Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. А, для определения уровня тревожности школьников применялся опросник Спилберга - Ханина. В ходе исследования  по шкале Басса –Дарки были получены следующие данные: среднее значение по шкале «враждебность» (М) равнялось 8,57 со стандартным отклонением (S) 2,614, с максимальным значением 14, а среднее значение по шкале «агрессия» 13.39 со стандартным отклонением 4,58 и с максимальным значением 26. По шкале Спилберга-Ханина были получены следующие данные личностной и ситуативной тревожности. Так, по личностной тревожности среднее значение составило 39,21, со стандартным отклонением 6,859 и с максимальным значением 57. По ситуативной тревожности среднее значение составило 35,70, со стандартным отклонением 6,027 и с максимальным значением 57.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя параметрами. Корреляционный анализ взаимосвязи ситуативной и личностной тревожности у детей с уровнем агрессии их родителей показал нам такие результаты: коэффициент корреляции враждебности родителей и ситуативной тревожности детей составил r=0,447 при p= 0,001, а с личностной тревожности детей -r=0,716 при p= 0,000; далее, коэффициент корреляции агрессивности родителей и ситуативной тревожности детей составил r=0,464 при p= 0,000, а с личностной тревожности детей - r=0,360 при p= 0,006.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую ранее гипотезу. Высокий уровень агрессивности родителей связан с повышенным уровнем как личностной, так и ситуативной тревожности детей, и результат является достоверным.

Теоретический анализ литературы показал, что тревога зарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Уже к семи-восьми годам это эмоциональное состояние переходит в черту личности. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию невротических состояний.

Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Сопоставление профессиональной направленности индивидуально-психологическими особенностями выявило существенное влияние последних на характер профессиональной направленности. Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения.

Результатом проведенной работы являются несколько рекомендаций:

  • Родителям, проявляющим высокий уровень физической агрессии необходимо проводить коррекционные работы, направленные на формирование контроля поведения и эмоционального состояния, а также посещать аутотренинги.
  • Родителям, с высоким уровнем косвенной агрессии и уровнем подозрительности, рекомендуется применять приемы саморегуляции, посещение аутотренингов по контролю эмоционального состояния.

 

Литература

 

  1. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика.1989. – 125-143-53 с.
  2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. И высш. пед. учеб. Заведений / Т.А. Куликова. – М.,-1999. – 208-146 с.
  3. Гарбузов, В.А., Захаров, А.И., Исаев, Д.Н. Неврозы у детей и их лечение / В.А. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - Л., 1977. – 17 с.
  4. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И Лисина. - М., 1974. – 73 с.