Кузьмина В.М. Основные направления консультативной работы в условиях образовательной среды со школьниками, склонными к употреблению алкоголя

 

Кузьмина  В.М.,

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета,

 Российская Федерация, г. Курск

 

Употребление алкоголя детьми и подростками — острая проблема современного общества. Официальные данные свидетельствуют о повышении уровня потребления алкоголя в детско-подростковой среде[10]. У современных подростков более половины проб пива и вина и около трети проб крепких алкогольных напитков произошло в возрасте до 13 лет. Число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом, в 2004 году составило 15,3 на 100 тыс. подростков. Ранняя алкоголизация пагубно влияет на здоровье и развитие психики детей, нарушает их личностную и социальную адаптацию[7,c.5].


К младшему школьному возрасту у детей уже сформирована первичная (положительная или отрицательная) установка на употребление алкоголя, однако алкоголизация носит характер разовых проб или отсутствует. Очень важно изучать психологические механизмы формирования склонности к различным формам употребления алкоголя именно в этот период, когда некоторые черты личности, предрасполагающие к употреблению, еще можно скорректировать[4,c.28].


О том, что ситуация с распротранением алкоголизма в подростковой среде крайне неблагоприятная, свидетельствуют появление и рост числа алкогольных психозов среди подростков.


Наибольшее число впервые диагностированных подростков со сформировавшейся зависимостью от алкоголя было выявлено в 2000 году в Республике Карелия (37,7 на 100 тысяч населения), Республике Коми (35,1), Архангельской (35,1) и Вологодской областях (34,4), где показатель превышает среднереспубликанский в 3,2 раза. Наибольшее число злоупотребляющих алкоголем подростков отмечается в тех же регионах[6,c.117].


Согласно общепринятому в медицине наркологическому подходу, фактором риска злоупотребления алкоголем детьми и подростками является наличие ранних проб алкоголя и/или систематическая алкоголизация и отягощенная наркологическими заболеваниями наследственность[11].


На базе одного из образовательных учреждений г. Курска  была проведена методика исследования установки, отражающей представления о вреде (безвредности) алкоголя и поведенческую готовность к употреблению (модификация методики Макеевой А.Г.) Методика направлена на исследование таких аспектов установки на употребление алкоголя как сформированность общих представлений об алкогольных напитках, их вреде (безвредности), а также состоявшиеся пробы и предполагаемое употребление алкоголя в будущем.


Результаты исследования по методике изучения установки, отражающей представления о вреде (безвредности) алкоголя и поведенческую готовность к употреблению (модификация методики Макеевой А.Г.,   следующие:


Табл.1.  Сводные результаты исследования по методике А.Г. Макеевой
 

класс Показатель знания Показатель представлений о вреде Показатель проб Показатель предполагаемого употребления
Алког. напиткиБ/алког. напиткиАлког. напиткиБ/алког. напиткиАлког. напиткиБ/алког. напиткиАлког. напиткиБ/алког. напитки
 7 класс75 б.75 б.58 б.75 б.30 б.75 б.59 б.75 б.
8 класс75 б.75 б.55 б.75 б.33 б75 б.41 б.75 б.
9 класс75 б.75 б.57 б.75 б.45б.75б.33 б.75б.
9 класс75 б.75 б.58 б.75 б.44 б.75б.24 б.75б.

 

Данные результаты говорят о том, что ученики 7 класс (100%) владеют информацией о том, какие напитки относятся к алкогольным, а какие нет. Показатель  о вреде алкогольных напитков  говорит о том, что  несколько  учеников  -8 чел. (32%)  понимают, что три разновидности представленных напитков одинаково вредны для  здоровья, остальные  17 чел. (68%) считают пиво как напиток безвредным. Показатель проб  алкогольных напитков  крепче пива низкий – 5 человек (20%), в то время как пиво пробовали все остальные ученики -20 чел. (80%). Настораживает показатель предполагаемого употребления спиртных напитков:  9 человек (36%) будут употреблять все перечисленные напитки, оставшаяся часть -11 человек (64%)  какие-либо из 2-х видов.


Результаты данного исследования в 8 классе следующие: (100%) владеют информацией о том, какие напитки относятся к алкогольным, а какие нет. Показатель  о вреде алкогольных напитков  говорит о том, что всего 3 человека (13%) понимают, что три разновидности представленных напитков одинаково вредны для  здоровья, остальные  20 чел. (87%) считают пиво как напиток безвредным. Показатель проб  алкогольных напитков  крепче пива выше среднего – 10 человек (43%), в то время как пиво пробовали все остальные ученики -13 чел. (56%). Относительно показателя проб появилась вариативность: 3 человека (13%) отказываются от употребления спиртных напитков в будущем, возможно имея негативных опыт  уже сегодняшнего  употребления. 5 человек (22 %) допускают возможность употребления 1 спиртного напитка.  9 человек (39%) готовы употреблять 2 вида спиртных напитков, а 6 человек (26%) готовы употреблять все разновидности спиртных напитков.


Результат исследования по 9-м классам следующие: (100%) владеют информацией о том, какие напитки относятся к алкогольным, а какие нет. Показатель  о вреде алкогольных напитков  говорит о том, что  в среднем от 12 (52%) до 11 человек (52%) считают пиво как напиток безвредный, другие – от 11 чел. (48%) до  10 чел. (48%) понимают, что три разновидности представленных напитков одинаково вредны для  здоровья. Показатель проб  алкогольных напитков  крепче пива следующий –  пробовали все от 8 человек (35%) до 7 человек (33%),  2  алкогольных напитка  пробовали от 8 человек (35%) до 9 человек (43%), в то время как пиво пробовали все остальные ученики –еще 5 чел. (22%) в одном классе и 5 (24%) человек в другом классе. Относительно показателя проб появилась вариативность: 4 человека (17%)  одном классе и 5 человек (24%)  в другом классе отказываются от употребления спиртных напитков в будущем, возможно имея негативных опыт  уже сегодняшнего  употребления. 9 человек (21 %) и еще 10 человек (47%) в другом классе  допускают возможность употребления 1 спиртного напитка.  6 человек (26%)  и еще 4 человека (17%)  из другого класса готовы употреблять 2 вида спиртных напитков, а 4 человека (17%) и 2 человека (9,5%) готовы употреблять все разновидности спиртных напитков.


Наглядно данные результаты можно представить в виде  диаграммы.


Рис.1.  Сводные результаты исследования по методике А.Г. Макеевой


Сводные результаты исследования по методике А.Г. Макеевой


Эти данные говорят о том, что по мере  получения знаний учениками и по мере того, как они попробуют некоторые разновидности напитков алкогольного характера, у школьников  изменяется отношение к алкогольным напиткам в худшую сторону. Т.е. можно констатировать, что ученикам не хватает знаний о вреде алкогольных напитков.


На основании полученных результатов можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков[2,c.8].

  1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;
  2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;
  3. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
  4. Деятельность по социальной реабилитации школьника, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость;
  5. Посредническую деятельность между школьником и окружающего его социума по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:


1) диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды[5,c.78].


Сбор информации происходит по средством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяются стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.


Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлечение его в процесс алкоголизации и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация и комплекс каких-то других мероприятий.


2) прогностическая, сущность которой заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации[3,c.110].


3) образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.


4) правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника.


5) организаторская, обусловленная тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму.


6) коммуникативная, сущность которой заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации.


7) предупредительно – профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.


В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях[8,c.190]:

  • советника, информирующего семью о важности возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогический совет.
  • консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного характера, а так же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам решения проблемных жизненных ситуация, по вопросам воспитания детей в семье.
  • защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей, учителей, ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социальных педагогов со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания, нацеленному на формирование у школьников отрицательного отношения к алкоголю.


Целью антиалкогольного воспитания школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы[9,c.90].


В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.


В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только на последствия алкоголизма, сколько на безнравственность самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким.


Целью профилактики алкоголизма у школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы[1,c.23].


Таким образом, в процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. В процессе социально-педагогического  воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только на последствия алкоголизма, сколько на безнравственность самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя - это признак выносливости и возмужании. Ведущая роль в борьбе с подростковым алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении, возможно, организовать работу по профилактике алкоголизма в ходе воспитательного процесса и социальной работы.

 

Литература

1. Бондарев М. Не пей, дитя, спиртное // Учительская газета. - №6. - 2001. - С. 23.

2. Дмитриева Т.Б. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Российский психиатрический журнал. -2000. - №2. - С. 4-11.

3. Иванов А.В. Профилактика химической зависимости у подростков // Практическая психология в школе: сб. тезисов V ежегодной Всерос. конф. – М., 2000.-С. 110-111.

4. Игонин А.Л. Особенности диагностики и лечения алкоголизма в подростковом возрасте // Вопросы наркологии. -1992. - №3-4. - С. 25-31.

5. Ковальчук М.А. Профилактика и коррекция девиантного поведения в детской среде. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. –С.78-79.

6. Кошкина Е.А. Распространенность алкоголизма и наркомании среди населения России // Электронная версия бюллетеня «Население и общество».-2003.-№117-118. / http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0117/analit02.php

7. Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Динамика заболеваемости наркологическими расстройствами в Российской Федерации в 1991-2001 годах // Наркология.- №11.- 2002 . – С. 2-7.

8. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.-С.189-191.

9. Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1997. –С.89-93.

10. О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 2. – Ст. 264.

Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология.-М.: Медицина, 2008.-640с.