Гаранина Ж.Г. Проблема саморазвития психологической компетентности будущих специалистов в процессе профессионального обучения в вузе.

Гаранина Ж.Г.,

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва»,

Российская Федерация, Республика Мордовия, г.Саранск

 

Одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе  является формирование компетентности, способности успешно решать профессиональные задачи. Для специалистов социономической сферы одним из профессионально важных качеств  является психологическая компетентность,  предполагающая знание   людей  и умение эффективно с ними взаимодействовать. Уровень психологической компетентности зависит от психологической грамотности  специалиста, от того, насколько   он гибок в поведении,  умеет общаться, а  также  в какой мере он владеет необходимыми навыками психологического воздействия на людей.

В процессе психологического обучения в высшей школе происходит формирование таких компонентов психологической компетентности как психологические знания, практические умения и навыки межличностного общения. Вместе с тем,  данный процесс  представляет собой не только как одностороннюю передачу знаний, умений и навыков от преподавателей студентам, но  требует активности и самостоятельности  самих учащихся, использования ими различных способов повышения своей компетентности в процессе  личностного и профессионального саморазвития.

Как показывает теоретико-методологический анализ проблемы личностного и профессионального саморазвития, оно рассматривается отечественными психологами как собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала.  В работах В.Г. Маралова, А. В. Суворова, М. И. Кряхтунова, А. И. Бондаревской и др.,  выделяются следующие  характеристики процесса профессионального и личностного саморазвития: саморазвитие - качественный процесс изменения личностью самой себя под влиянием внутренних противоречий; процесс активного самопознания и самосовершенствования; сознательное качественное изменение самого себя и своей деятельности.  Например, А. В. Суворов считает, что  личность сама себя развивает собственными усилиями, своей активностью при участии других людей [ ].   А. И. Бондаревская под профессионально-личностным саморазвитием понимает взаимодействие процессов, отражающих собственные усилия личности в самоосуществлении себя как достойного человека и компетентного специалиста, постижении ценностей и смыслов жизни и профессии, вхождении в собственный личностный образ, выстраивании Я-концепции, овладении способами личностной саморегуляции и профессиональной самоорганизации [2].

Мы рассматриваем личностное и профессиональное саморазвитие как целостную саморазвивающуюся систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемую потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющуюся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей.

Для исследования  психологической компетентности и личностно-профессионального саморазвития  будущих специалистов нами проводилось экспериментальное исследование среди  студентов 2 - 4 курсов отделения «Психология» МГУ им.Н.П.Огарева в количестве  115 человек.

В процессе исследования  использовались следующие методы: авторская анкета,  опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой,  методика «Шкала общей самоэффективности» (русская версия Р. Шварцера, М. Ерусалема, В. Ромека), опросник личностной ориентации А. Шострома (краткая форма, разработанная А. Джоунсом и Р. Крэндаллом),  опросник определения уровня развития рефлексивности  А. В. Карпова,  тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева,   тест коммуникативной компетентности  В. М. Снеткова, тест коммуникативных умений Л. Михельсона,   опросник "Стиль саморегуляции поведения  студентов"  В. И. Моросановой,  тест-опросник cамоотношения  В.В. Столина, С.Р. Пантелеева.  Статистическая обработка полученных данных проводилась методами корреляционного и факторного анализа.

Исследование процесса саморазвития на всех стадиях профессионального обучения показало, что среди студентов всех  курсов данный процесс протекает достаточно интенсивно. Позитивно оценивают свое  самоизменение  за  последние несколько лет  100 %  студентов. Исследование изменений, происходящих в процессе саморазвития,  показало, что наиболее  часто среди испытуемых упоминаются изменения в коммуникативной сфере (65% опрошенных), что можно объяснить влиянием психологического обучения и собственных усилий в развитии  психологической компетентности  студентов - будущих психологов.  Кроме того, достаточно большая часть студентов  отмечают положительные изменения в когнитивной и эмоционально-волевой сфере, что обусловлено как влиянием процесса обучения, так и собственных волевых усилий, направленных на  профессиональное и личностное саморазвитие.

Для выявления  статистически значимых взаимосвязей между  выделенными компонентами саморазвития нами проводился  корреляционный и факторный  анализ полученных данных.

Корелляционный анализ показал, что существуют прямые статистически значимые взаимосвязи между такой  ценностью  как саморазвитие и уровнем саморазвития (r = 0,62),   а также  готовностью к саморазвитию (r = 0,337).  Данные взаимосвязи можно объединить в единый мотивационно-смысловой блок саморазвития, в котором  уровень саморазвития определяется мотивационной готовностью к нему и осуществляется на основе имеющихся ценностей личностного и профессионального саморазвития.

Готовность к саморазвитию значимо связана с самоэффективностью        (r = 0,441),  с психологической (r = 0,438) и коммуникативной компетентностью (r  = 0,418),  а также с  рефлексией (r = 0,39), саморегуляцией   (r =  0,547) и самоотношением  (r =  0,423). Выявленные взаимосвязи можно объединить в действенно-практический блок саморазвития, определяющий успешность осуществления профессиональных коммуникативных задач. Уровень коммуникативной и психологической компетентности, а также самоэффективность  связаны с готовностью к профессиональному саморазвитию,  которая в свою очередь влияет на рефлексивные и регулятивные качества  испытуемых.  Таким образом, мотивационная готовность к саморазвитию определяет как уверенность в своей профессиональной компетентности, так и рефлексивные и регулятивные особенности будущих психологов.

Выявлены также значимые взаимосвязи  между психологической компетентностью и такими составляющими саморазвития как  готовность к саморазвитию (r = 0,479), саморегуляция  (r = 0,443) и  уровень самоконтроля (r =  0,707), а также значимая отрицательная взаимосвязь между психологической компетентностью и  уровнем осмысленности жизни  (r = -0,516).

Коммуникативная компетентность положительно  взаимосвязана с самоэффективностью (r = 0,513), уровнем осмысленности жизни (r = 0,534), готовностью к самопознанию (r =0,403) и саморазвитию  (r = 0,529), а также с  самоотношением (r=0,582).  Данный комплекс взаимосвязей, который можно назвать «Психологическая компетентность», объединяется вокруг психологической и коммуникативной компетентности, которые определяют готовность к саморазвитию, уровень саморегуляции и самоконтроля будущих психологов.  Коммуникативная компетентность, определяемая как успешность в решении коммуникативных задач, непосредственно связана с уровнем и готовностью к саморазвитию,  а также с самоэффективностью. В  целом полученные взаимосвязи можно интерпретировать как стремление будущих специалистов с высоким уровнем психологической и коммуникативной компетентности к профессиональному саморазвитию, основанному на осознанной саморегуляции и самоконтроле своего поведения,  уверенности в собственной эффективности, а также осознанием собственных  жизненных  и профессиональных целей.

По результатам факторного анализа выявлено  два фактора. В первый  фактор, получивший название  «Мотивационная готовность к саморазвитию», с наибольшим факторным весом и дисперсией 27,7%   вошли такие показатели как   готовность к саморазвитию (0,914),  саморегуляция (0,840),  самоотношение (0,832),  самоэффективность (0,769),  психологическая компетентность (0,716), коммуникативная компетентность (0,427).

Показатель  готовности к саморазвитию имеет максимальный факторный вес. Вокруг него объединяются такие действенно-практические компоненты как саморегуляция, самоэффективность, а также психологическая и коммуникативная компетентность. Полученные взаимосвязи можно объяснить тем, что готовность к саморазвитию  определяется наличием  развитой системы саморегуляции, которая ориентирует их  на саморазвитие своих личностных и  профессиональных качеств. Лица с развитой системой саморегуляции обладают сформированными волевыми качествами, определяющими их целеустремленность и настойчивость, умение регулировать свое поведение.

  Вошедшие в данный фактор показатели самоэффективности, психологической и коммуникативной компетентности можно интерпретировать как действенно-практическую основу для формирования мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию. Под самоэффективностью  понимается сочетание представлений у будущих психологов о наличии   профессионально важных качеств и уверенности в том, что в ситуациях профессиональной деятельности они смогут  использовать  эти качества как инструмент для успешного выполнения стоящих перед ними задач. Этим можно объяснить тот факт,  что  высокий уровень самоэффективности  определяется  стремлением развивать у себя профессиональную компетентность и добиваться жизненно важных целей. Готовность к саморазвитию реализуется с помощью развитых  психологических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущих психологов.

Во второй фактор, определяемый нами как «Уровень саморазвития» с дисперсией 21,8% вошли следующие переменные:  саморазвитие  (0,885), ценность саморазвития  (0,782),     коммуникативная компетентность (0,671),   самоконтроль в общении (0,682), готовность к самопознанию  (0,505),  самоэффективность (0,453).

В данном факторе показатели коммуникативной компетентности, коммуникативного самоконтроля, самоэффективности и готовности к самопознанию объединяются вокруг показателей уровня саморазвития и ценности саморазвития. Полученные результаты можно объяснить тем, что к активному личностно-профессиональному саморазвитию склонны лица, рассматривающие его как  важную жизненную ценность,  с высоким уровнем коммуникативной компетентности и  самоконтроля, способные успешно осуществлять профессиональную деятельность в сфере общения, готовые к самопознанию и уверенные в собственной эффективности.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что профессиональное саморазвитие студентов-психологов  тесно связано с таким  профессиональным качеством как психологическая компетентность, влияющим на успешность профессионального взаимодействия и  самоэффективностью,  предполагающей уверенность в своей профессиональной компетентности. Сформированные у будущих специалистов психологические знания и практические умения и навыки во многом влияют на  эффективность процесса профессионального  саморазвития студентов.

Таким образом, в процессе профессионального развития и саморазвития будущих специалистов происходит становление  структуры профессионально важных качеств и психологической компетентности, которая обеспечивает умение взаимодействовать с другими  людьми и способствует повышению эффективности профессионального общения.

Литература

 1. Бондаревская, А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Бондаревская. - Ростов-на-Дону,  2004. - 30 с.

 2. Суворов, A. B. Человечность как фактор саморазвития личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А.В. Суворов  - Москва, 1996. - 57 с.