Бобренко О.С.
ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
Российская Федерация, г. Ставрополь
Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы.
В данной статье речь пойдет о профессиональных проблемах психологов, работающих в системе образования, которые сталкиваются с ситуацией суицида.
Количество детских суицидов в Ставропольском крае растет с каждым годом. За последние пять лет это 136 попыток и 48 законченных суицидов. Эта статистика говорит еще и о том, что каждый четвертый психолог системы образования в своей профессиональной деятельности уже столкнулся с ситуацией критического инцидента (под критическим инцидентом понимается любое травматическое событие, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта).
Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решений [2, 31]. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других [1, 12]. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера и встречается почти у четверти здоровых подростков.
Поэтому перед психологической службой края в настоящее время стоит очень важный вопрос: насколько педагоги-психологи готовы и знают, как профессионально работать с ситуацией суицида, могут оказать эффективную психологическую помощь детям, совершившим попытку суицида или имеющим суицидальные намерения, а также их родителям.
Количество психологов в 2011 году сократилось почти на 150 человек, многие из них уволилось после того, как в школе произошел суицид.
Для того чтобы понять, какие профессиональные проблемы возникают у психологов в работе с ситуацией суицида нами было проведено исследование, в котором принимали участие 105 психологов края.
Так или иначе сталкивались с ситуацией суицида 60 человек; с угрозой его совершения – 27, незавершенным суицидом – 22, суицидальным поведением – 15 человек; с завершенным суицидом – 12 человек. 80% психологов столкнувшихся с ситуацией суицида отметили, что чувствовали себя растерянно и беспомощно; испытывали беспокойство, тревогу, страх, сомнения в своих профессиональных возможностях. Остальные 20% ответили, что действовали решительно и твердо. Интересно, что большинство специалистов, которые не были в подобной ситуации, предположили, что будут чувствовать себя в ней уверенно и спокойно.
На вопрос, какими профессиональными ресурсами и помощью психологи воспользуются, работая с суицидом, большинство из них (61%) ответили, что займутся самоподготовкой или обратятся к коллеге за советом (51,4%). 32% ответили, что представят случай на интервизию, 28,5% обратятся за помощью в профессиональное сообщество, 21,9% - ответили, что представят случай на индивидуальную супервизию; 19% - обратятся за помощью к личному психотерапевту; 10,4% - представят случай на групповую супервизию и 7,6% обратятся к специалистам детского телефона доверия.
По данным отчетов психологических служб края супервизии регулярно проходят только в семи территориях. В остальных районах Ставропольского края супервизии и интервизии не проводятся по различным причинам. При этом, только 5,7% психологов обучались в бесплатных программах и 27,6% принимали участие в разовых семинарах по данной проблематике. В настоящее время в платных программах принимают участие 53% психологов, 47% не владеют ни одной из психотерапевтических практик.
На вопрос, существует ли алгоритм действий психолога в ситуации суицида в вашем районе, городе, почти 50% психологов ответили утвердительно, но когда мы попытались выяснить, что это за алгоритм, четкого ответа не получили. Необходимо отметить, что наличие правил и соответствующей документации значительно снижает тревогу у специалистов, работающих в ситуации критического инцидента, и устраняет часть негативных эмоций.
В заключении мы выяснили, каковы последствия работы психолога с ситуацией суицида. Большинство психологов сформулировали это в следующих терминах: «большой груз ответственности», «виноватым выставляют психолога», «это приводит к раннему и быстрому профессиональному выгоранию», «разочарование в профессии», «получила административное наказание», «не хочется даже вспоминать об этом», «потеряла работу». С другой стороны, были и такие ответы: «очень большая потребность в обучении по оказанию действенной помощи», «есть потребность в обращении за помощью к другим специалистам, имеющим опыт работы в данной ситуации», «хочу повысить свою квалификацию».
Востребованность психологической помощи, её острая необходимость заставляет профессионалов думать о том, как реально быть полезными. Психологическая работа с теми, кто столкнулся с суицидом, является своеобразной проверкой надёжности и эффективности профессиональной идентичности специалиста. Никто из дипломированных психологов независимо от профессиональной квалификации не способен в любое время, в любом месте, по любому вопросу оказывать квалифицированную помощь, поэтому важно трезво оценивать свои возможности и ограничения.
Кроме этого негативным последствием 90-х годов ХХ века, когда психология была модной и актуальной профессией, оказался профессиональный маргинализм [2,32]. Это явление псевдопрофессионализма, когда в профессию приходят люди, не обладающие должной степенью компетентности, но при этом критериев оценки такой деятельности в обществе не существует. Сегодня складывающаяся ситуация требует от профессионального сообщества психологов большей организационной зрелости и культуры.
Справиться с работой в условиях критического инцидента и адаптироваться к новым профессиональным требованиям больше шансов будет у специалиста со сформированной профессиональной идентичностью.
Шнейдер вслед за Дж.Марсиа различает следующие статусы идентичности:
Профессиональное развитие и становление современного специалиста в сфере практической психологии можно рассматривать, используя следующие характеристики:
Условно практических психологов Ставропольского края на данный момент развития профессии можно разделить на три группы:
В сложившейся системе статусов все эти люди называются одинаково – педагоги-психологи. Для получения разных категорий тоже не нужно продвижение в профессиональном и личностном развитии, а достаточно подготовить необходимые для аттестации документы и пройти небольшие курсы. При выборе специалиста для работы с ситуацией критического инцидента необходимо учитывать уровень квалификации, чтобы нагрузка не превысила уровень его подготовленности.
В этой связи возникает ряд вопросов: Какую вести документацию психологу в школе, работая с суицидальным клиентом? В чем специфика этических аспектов работы психолога с критическим инцидентом? Кто может проводить проверку психолога в ситуации суицида и каково содержание проверки?
Эти и другие вопросы остаются открытыми и, вероятнее всего, не имеют однозначных ответов. Но, на наш взгляд, именно это направление практико-ориентированных и научных исследований сегодня особенно важно.
Литература
1. Бек А. Когнитивная терапия депрессии. – Спб., 2003.
2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001 № 4. С.51-59.
3. Ташимов Т. Суицид подростков. Отрезанный ломоть. // Эксперт Казахстан. – 2011. – № 5.
4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.,2001.
данная проблема имеется не только в Ставропольском крае, но и по всему миру. К сожалению мы, психологи, часто затрудняемся в решении этой проблемы. Поэтому статья очень полезная и значимая.
Очень актуальные, к сожалению, проблемы Вы описали. Особенно понравилось упоминание вредного влияния профессионального маргинализма - это зачастую не учитывается или замалчивается.
Согласна с коллегами, статья затрагивает очень важную и актуальную проблему, работа психолога в осуществлении профилактики суицида у детей - очень сложный вид деятельности педагога-психолога.