Сравнительный анализ правового регулирования на запрет конфиденциальному содействию в странах СНГ и США

 

Цымжитов Г.Б.,
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»,
г. Санкт-Петербург

 

«Эффект формирования глобального информационного пространства, придавший мощнейший импульс человеческому прогрессу, одновременно имеет и негативную сторону». Интернет активно используется экстремистскими организациями. Кибертерроризм и киберпреступность, развившиеся на основе политической, криминальной мотиваций, группового или индивидуального асоциального поведения, становятся в настоящее время серьезнейшими вызовами высокоразвитым «постиндустриальным обществам», для борьбы с  которыми создается единое правовое пространство.


В настоящее время в ходе глобализации нормативно-правовой базы в аспектах, связанных с информационной безопасностью, безусловно, остаются вопросы содействия и обеспечения конфиденциальности осведомителей. Что немало важно для создания единой возможности содействия всех «желающих» участников в международных задачах, но нарушая суверенитета стран-участниц и их государственных законов представителей - информаторов.


Нормативно-правовые базы стран СНГ и США являются объектами исследования в области конфиденциального содействия. В ходе проведения сравнительного анализа получены результаты, свидетельствующие тому, что страны СНГ, в целом, одинаково характеризуют запрет на конфиденциальное содействие, в отличие от США. Но с учетом объективности законодательства в данных законах отдается приоритет правоохранительным органам, а также возможность содействия всем не нарушая права человека, Конституцию и законы.


Согласно, Таблице 1 необходимо выделить Процедуру отбора осведомителей в оперативно-розыскной работе США, особенно штата Флорида, так как в данном штате строгий закон, в отличие остальных штатов, по содействию органам правоохранительной власти.


По данным, таблиц 2 и 3, необходимо акцентировать внимания на то, что службы внешней разведки и федеральные службы Российской Федерации имеют ряд ограничении.


В ходе анализа сделаны следующие выводы:

 

  1. Абстрагирование пунктов запрет на запрет конфиденциального содействия службам внешней разведки и федеральным службам Российской Федерации.
  2. Необходимость создания единых пунктов на запрет конфиденциального содействия на международном уровне, а в странах лишь конкретизация при необходимости.
  3. Необходимость принятия во внимание пунктов на запрет на содействие некоторых лиц, так как террористические группировки, бандитские группировки являются международными.

Сведения, предоставлены не по всем странам из-за полного соответствия с текстом той или иной страны или отсутствия необходимых и достаточных сведений по данной теме.

 

Табл. 1 Запрет на конфиденциальное содействие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий

Страна

Выдержка из закона

Источник

Российская Федерация

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту

  • Депутатов;
  • Судей;
  • Прокуроров;
  • Адвокатов;
  • Священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений

Часть 4 статья 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями) на сентябрь 2012 года

Республика Беларусь

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, судей, прокурорских работников, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.

Статья 18 Главы 4 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности"

Республика Таджикистан

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту:

  • члена Маджлиси милли
  • депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан
  • депутата Маджлиса народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, области, города Душанбе;
  • города и района судьи, прокурора и адвоката.

Статья 17 Глава 4 Закон Республики Таджикистан от 11.03.2011 Об оперативно-розыскной деятельности

Республика Молдова

Органам, проводящим оперативно-розыскные мероприятия, запрещается использовать в своей деятельности конфиденциальное содействие на контрактной основе:

  • депутатов;
  • судей;
  • прокуроров

Статья 15 Глава 4 Закон Республики Молдова от 12 апреля 1994 года №45-XIII

Об оперативно-розыскной деятельности (по состоянию на 10 июля 2008 года)

Республика Туркменистан

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается: устанавливать конфиденциальное сотрудничество:

  • с членами правительства
  • халк векиллери
  • депутатами Меджлиса и членами Генгеши,
  • судьями и прокурорами
  • привлекать к  выполнению оперативно-розыскных мероприятий медицинских работников
  • священнослужителей и адвокатов, если лицо, в отношении которого они должны осуществлять эти действия, является их пациентом или клиентом;

Статья 14 Раздел 3 Закон Туркменистана от 23 сентября 1994 года №965-XII

Об оперативно-розыскной деятельности (по состоянию на 1 января 2010 года)

Соединенные штаты Америки, штат Флорида

Is able, by reason of his or her familiarity or close association with suspected criminals, to:

(Осведомитель может, по причине знакомства, из-за тесной связи с преступником/ами (далее перечисляются возможности содействия))

The 2012 Florida statutes

Title KLVII Criminal procedure and corrections

Соединенные штаты Америки,

A law enforcement agency that uses confidential informants shall establish policies and procedures to assess the suitability of using a person as a confidential informant by considering the minimum following factors:

(правоохранительный орган, который использует тайных осведомителей должна разработать политику и процедуры для оценки пригодности использования человека как тайный осведомитель, рассматривая минимальные следующие факторы):

(А) возраст и совершеннолетие

Title Criminal procedure and corrections

 

Табл. 2 Запрет на конфиденциальное содействие Федеральным службам

Страна

Выдержка из закона

Источник

Российская Федерация

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе:

  • Депутатов;
  • Судей;
  • Прокуроров;
  • Адвокатов;
  • Несовершеннолетних;
  • священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций

Часть 4 Статья 19 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О Федеральной службе безопасности"

Республика Беларусь

необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих (оказывавших) содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе

Закон Республики Беларусь от 03.12.1997 N 102-З "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь"

 

Табл. 3 Запрет на конфиденциальное содействие с органами внешней разведки

Страна

Выдержка из закона

Источник

Российская Федерация

Органы внешней разведки Российской Федерации не вправе обращаться за конфиденциальным содействием:

  • к членам Совета Федерации
  • депутатам Государственной Думы
  • депутатам законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации
  • судьям судов Российской Федерации
  • прокурорам всех уровней в Российской Федерации
  • священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций

Часть 2 Статья 19 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (с изменениями и дополнениями) на сентябрь 2012 года

Республика Беларусь

Отсутствует запрет на конфиденциальное содействие

Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 N 116 "О вопросах внешней разведки"

 

Библиографический список

  1. The Florida Legislature [В Интернете] // The 2012 Florida Statutes. - http://www.leg.state.fl.us/Statutes/index.cfm?App_mode=Display_Statute&S....
  2. Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" [В Интернете]. - http://www.newsby.org/documents/laws/law0959.htm.
  3. Закон Республики Таджикистан от 11.03.2011 Об оперативно-розыскной деятельности [В Интернете] // МА?ЛИСИ НАМОЯНДАГОНИ МА?ЛИСИ ОЛИИ. - parlament.tj/ru/images/stories/2011/rozisk.doc.
  4. Закон Туркменистана от 23 сентября 1994 года №965-XII [В Интернете] // Законодательство стран СНГ. - http://base.spinform.ru/spisdoc_direct.fwx?countryid=tm&page=8.
  5. Законодательство Беларуси (1997 год) [В Интернете] // Законодательство Беларуси. - http://newsby.org/documents/laws/law1087.htm.
  6. Законодательство стран СНГ [В Интернете] // Закон Республики Молдова от 12 апреля 1994 года №45-XIII "Об оперативно-розыскной деятельности". - http://base.spinform.ru/spisdoc_direct.fwx?countryid=al&page=332.
  7. Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 N 116 "О вопросах внешней разведки" [В Интернете] / авт. Леновский // Право Беларуси. - http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic37/text487.htm.
  8. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О Федеральной службе безопасности" [В Интернете] // Консультант Плюс. - www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123034.
  9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями) [В Интернете] // Система ГАРАНТ. - http://base.garant.ru/10104229/.
  10. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ [В Интернете] // Система Гарант. - http://base.garant.ru/12136676/.