Цымжитов Г.Б.,
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»,
г. Санкт-Петербург
«Эффект формирования глобального информационного пространства, придавший мощнейший импульс человеческому прогрессу, одновременно имеет и негативную сторону». Интернет активно используется экстремистскими организациями. Кибертерроризм и киберпреступность, развившиеся на основе политической, криминальной мотиваций, группового или индивидуального асоциального поведения, становятся в настоящее время серьезнейшими вызовами высокоразвитым «постиндустриальным обществам», для борьбы с которыми создается единое правовое пространство.
В настоящее время в ходе глобализации нормативно-правовой базы в аспектах, связанных с информационной безопасностью, безусловно, остаются вопросы содействия и обеспечения конфиденциальности осведомителей. Что немало важно для создания единой возможности содействия всех «желающих» участников в международных задачах, но нарушая суверенитета стран-участниц и их государственных законов представителей - информаторов.
Нормативно-правовые базы стран СНГ и США являются объектами исследования в области конфиденциального содействия. В ходе проведения сравнительного анализа получены результаты, свидетельствующие тому, что страны СНГ, в целом, одинаково характеризуют запрет на конфиденциальное содействие, в отличие от США. Но с учетом объективности законодательства в данных законах отдается приоритет правоохранительным органам, а также возможность содействия всем не нарушая права человека, Конституцию и законы.
Согласно, Таблице 1 необходимо выделить Процедуру отбора осведомителей в оперативно-розыскной работе США, особенно штата Флорида, так как в данном штате строгий закон, в отличие остальных штатов, по содействию органам правоохранительной власти.
По данным, таблиц 2 и 3, необходимо акцентировать внимания на то, что службы внешней разведки и федеральные службы Российской Федерации имеют ряд ограничении.
В ходе анализа сделаны следующие выводы:
Сведения, предоставлены не по всем странам из-за полного соответствия с текстом той или иной страны или отсутствия необходимых и достаточных сведений по данной теме.
Табл. 1 Запрет на конфиденциальное содействие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
Страна | Выдержка из закона | Источник |
Российская Федерация | Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту
| Часть 4 статья 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями) на сентябрь 2012 года |
Республика Беларусь | Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, судей, прокурорских работников, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций. | Статья 18 Главы 4 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" |
Республика Таджикистан | Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту:
| Статья 17 Глава 4 Закон Республики Таджикистан от 11.03.2011 Об оперативно-розыскной деятельности |
Республика Молдова | Органам, проводящим оперативно-розыскные мероприятия, запрещается использовать в своей деятельности конфиденциальное содействие на контрактной основе:
| Статья 15 Глава 4 Закон Республики Молдова от 12 апреля 1994 года №45-XIII Об оперативно-розыскной деятельности (по состоянию на 10 июля 2008 года) |
Республика Туркменистан | При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается: устанавливать конфиденциальное сотрудничество:
| Статья 14 Раздел 3 Закон Туркменистана от 23 сентября 1994 года №965-XII Об оперативно-розыскной деятельности (по состоянию на 1 января 2010 года) |
Соединенные штаты Америки, штат Флорида | Is able, by reason of his or her familiarity or close association with suspected criminals, to: (Осведомитель может, по причине знакомства, из-за тесной связи с преступником/ами (далее перечисляются возможности содействия)) | The 2012 Florida statutes Title KLVII Criminal procedure and corrections |
Соединенные штаты Америки, | A law enforcement agency that uses confidential informants shall establish policies and procedures to assess the suitability of using a person as a confidential informant by considering the minimum following factors: (правоохранительный орган, который использует тайных осведомителей должна разработать политику и процедуры для оценки пригодности использования человека как тайный осведомитель, рассматривая минимальные следующие факторы): (А) возраст и совершеннолетие | Title Criminal procedure and corrections |
Табл. 2 Запрет на конфиденциальное содействие Федеральным службам
Страна | Выдержка из закона | Источник |
Российская Федерация | Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе:
| Часть 4 Статья 19 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О Федеральной службе безопасности" |
Республика Беларусь | необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих (оказывавших) содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе | Закон Республики Беларусь от 03.12.1997 N 102-З "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь" |
Табл. 3 Запрет на конфиденциальное содействие с органами внешней разведки
Страна | Выдержка из закона | Источник |
Российская Федерация | Органы внешней разведки Российской Федерации не вправе обращаться за конфиденциальным содействием:
| Часть 2 Статья 19 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (с изменениями и дополнениями) на сентябрь 2012 года |
Республика Беларусь | Отсутствует запрет на конфиденциальное содействие | Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 N 116 "О вопросах внешней разведки" |
Библиографический список