Ишмухаметов И.Н., Палма А.Н. Управление профессиональной карьерой будущих специалистов в вузе

 

Ишмухаметов И.Н.,

Палма А.Н.,

Институт Транспорта и связи,

Латвия,г.Рига

 


В условиях интенсивных перемен ситуации на рынке труда развитие у студентов социальных умений и мобильных (общих) компетенций, формирование собственного представления о профессиональной карьере, активного поведения на рынке труда для управления карьерой и работы в организациях стало обязательным требованием при проектировании образовательных программ. Связано это переосмыслением места и роли вузов, формированием новой парадигмы высшего образования, основанных на   результатах учебы, ориентацией на запросы работодателей и рынка труда, реализации принципов и процедур Болонского процесса, Европейской квалификационной рамки [1]. Это обязывает руководителей программ оказанию большего  внимания психологическому сопровождению подготовки будущих специалистов, проведению социально-психологических, практикориентированных занятий.  Этого требует система обеспечения качества программ. 

Повышение значимости системы управления профессиональной карьерой в вузе требует со стороны руководства вузов и преподавателей учета ее многофакторности, пересмотра  имеющихся ресурсов вуза  для более эффективного планирования и реализации этого направления, оказания более действенной помощи студентам в построении индивидуальной карьерной траектории.


Профессиональная карьера специалиста начинается  не в момент получения диплома об окончании вуза и устройства на работу по профилю, а гораздо раньше – при выборе профессии и начале подготовке себя к будущей профессиональной деятельности. Ведь подавляющая часть первокурсников не способна еще окончательно осмыслить свой выбор, который в равной степени удовлетворял бы интересы и потребности студентов, мотивировал к учебе по специальности. Это подтверждается опросами, связанными с будущей специальностью. Например, на самые простые вопросы: «Какую специальность  после окончания вы получите?» или «Опишите свою будущую специальность» лишь немногие в состоянии более полно изложить свой ответ.


Из-за отсутствия карьерной компетенции, системы психологического и организационного сопровождения  карьерного развития  в вузах многие выпускники  при устройстве на работу не могут ответить правильно на самый простой вопрос «У вас есть опыт работы?». Оно и понятно, ибо они еще не работают, или работают не по специальности. Верный ответ вроде -  «Я не успел еще устроиться на работу, поэтому нет опыта работы». Но психологический подтекст данного вопроса – «Можно ли доверить вам эту работу, справитесь ли, хватить ли ваших знаний, умений и компетенции в этой области?». Выпускники вузов в большинстве случаев имеют достаточный уровень знаний, умений и компетенций, чтобы справиться данной работой по специальности.  И целесообразнее было бы здесь показать свои знания, умения и компетенции, используя для доказательства портфолио карьерных возможностей.


Следует также отметить, что в последние десятилетия вузы постсоветских республик, в том числе  и в Латвии, не особо заботились о том, как трудоустроятся их выпускники. Развивались программы, на которые был сегодня спрос со стороны абитуриентов и их родителей. И переизбыток молодых специалистов с высшим профессиональным образованием по ряду профессий и специальностей привел к дисбалансу на рынке труда, разочарованию выпускников в своем выборе. Не особо заботились  вузы  и о системе сопровождения карьерой будущего специалиста. Например,  вузы в Латвии, в основном,  ограничивались проведением выставок с презентацией о программах  для абитуриентов,  Дней карьеры (1-2 раза в год) с выступлениями руководителей различных фирм, гостевыми лекциями специалистов, разрешением на сайте и стендах вуза опубликовать предложения о работе от некоторых фирм и т.п. Недостаточность сопровождения карьерного развития студентов в вузе и отсутствие системы трудоустройства  компенсировалось  большем вниманием дисциплинам, обеспечивающим только профессиональную квалификацию. 


Более выигрышно выглядели на этом фоне профессиональные программы, которые могли предложить студентам практику на старших курсах  в тех или иных фирмах.  Например, в Институте Транспорта и связи (ИТС) г.Риги студенты направления «Логистика на транспорте и в бизнесе», «Управление предпринимательством на транспорте», «Техническая эксплуатация авиационного транспорта»  смогли заключить благодаря активному содействию вуза в 2012 году более 500 договоров о производственной практике в различных организациях. Есть также студенты, проходящие практику за пределами Латвии. По нашим исследованиям, удовлетворенность работодателей общим уровнем профессиональной подготовки студентов  ИТС достаточно высокая – 72%.


Современные технологии сопровождения карьеры молодого специалиста, как отмечает  Е.А. Могилёвкин,  связаны с карьерным тьюторингом - психологическим и организационным сопровождением профессиональной карьеры специалиста на ее ранних этапах. Студенты старших курсов получают рекомендации по трудоустройству уже в период обучения, ведется профессиональное консультирование в ходе осуществления ими рабочих заданий, полученных от работодателя, уточняются направления дипломных исследований в соответствии с реальной практической деятельностью студента, а по сути уже молодого специалиста[2].


На наш взгляд,  психологическое и организационное сопровождение профессиональной карьеры молодого специалиста в стенах вуза должно быть не ситуативным, от случая к случаю, а более комплексным, продуманным, с учетом особенностей программ обучения. 


Психологическое и организационное сопровождение профессиональной карьеры молодого специалиста в вузе начинается с первого курса и может включать следующие формы: 1-3 курс  - социально-психологические тренинги и практические занятия: адаптации, самопрезентации при трудоустройстве, ролевые отношения в организации, мастер-классы;  2-4 курс - проектная работа,  case-study, деловые игры, производственная  практика;  4 курс и магистратура -  участие в профессиональных  ситуациях, проектах, конкурсах, стажировки (Рис.1).
 

Организационное и психологическое сопровождение карьеры молодого специалиста в вузе

Рис. 1. Организационное и психологическое сопровождение карьеры молодого специалиста в вузе


Например, в ИТС программы направлений наук управления (менеджмент), экономика, логистика на первом курсе включают дисциплину «Психология деловых отношений»,  в содержание которой включены практические тренинговые занятия. Дисциплины «Социальная психология и социология» во втром семестре первого курса, «Организационное поведение» на третьем курсе также содержат практические занятия, направленные на развитие у студентов профессионально важных качеств и компетенций.  В этом учебном году был предложен студентам ИТС авторами в рамках выборных дисциплин курс «Управление профессиональной карьерой» (2 кр.п.).


Данные формы развития карьерных компетенций могут быть включены в содержание тех или иных социальных дисциплин под руководством опытного, имеющего навыки ведения тренинговых групп преподавателя. Оптимальным вариантом было бы, если все мероприятия координировал Центр карьеры, созданный по образцу центров  крупнейших университетах США и Европы, реализующий в том числе консалтинговые программы для своих выпускников по развитию карьеры.  Это позволяло бы своевременно реагировать на изменения в карьерных установках студентов.


При исследовании  ценностных ориентаций в карьере студентов 2-3 курса ИТС (153 человека) с помощью методики Э.Шейн (адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) мы получили следующие данные (Таблица 1). 


Таблица 1.

Показатели ценностных ориентаций в карьере студентов ИТС (max – 10)

Ценностные ориентации в карьере

Общее количетвоОчное обучениеЗаочное обучениеФТЛ*ФКТ**

Профессиональная компетентность

5,475,295,555,815,35

Менеджмент

6,186,295,956,296,14

Автономия (независимость)

6,736,646,97,126,6

Стабильность работы

7,967,858,168,577,75

Стабильность места жительства

4,514,44,714,794,41

Служение

6,476,147,136,636,42

Вызов

5,825,765,946,525,58

Интеграция стилей жизни

7,146,987,457,267,1

Предпринимательство

5,655,795,355,45,73

*- факультет транспорта и логистики

**- факультет компьютерных наук и телекоммуникации

 

Результаты показывают,  что по показателям «Стабильность работы» «Интеграция стилей жизни» исследуемые имеют более высокие показатели (7,96 и 7,14 соответственно). Это подтверждает, что студенты больше всего ориентированы на стабильную, надежную работу на длительное время с минимальной вероятностью увольнения, с социальными гарантиями и стабильным положением компании на рынке.


Это говорит также о том, что они ориентированы на снятие ответственности за управление своей карьерой в пользу работодателя, ориентируясь на традиционный подход понимания карьерного развития,  учитывающего, главным образом,  внешние условия и некую идеальную, обобщенную, универсальную для всех модель (карьера в одной организации, идея “one-life-one-career”,  карьерная лестница – “career path”, «макро-стадия»).


Возможно, это связано и с тем, что многие студенты не имеют целостного представления о современных подходах понимания карьеры -  поливариативной (множественная, “protean career “, «мини-стадии»), основанной на динамичном прохождении многих карьерных циклов, “мини-стадий” профессионального становления и развития, чередующими краткими, но интенсивными периодами переобучения, требующем развития не только  какого-то одного или нескольких конкретных умений и навыков.


Развитие поливариантного подхода у студентов в рамках курсов по управление карьерой увеличит у студентов возможности профессиональной мобильности, компетенций, умений и навыков в пределах нескольких сфер производства, организаций, технологий, функциональных задач и т.д. Следует отметить, что  в США и ряде стран Западной Европы инженер, в течение 20 лет проработавший в 4–5 компаниях, ценится гораздо выше, чем тот, кто все эти годы проработал в одной. В Великобритании мобильность менеджеров и специалистов, опыт работы в нескольких фирмах и в разных условиях считается одним из проявлений их высокой квалификации [2].


Таким образом, построение психологического и организационного сопровождения профессиональной карьеры будущего специалиста в стенах вуза направлено на развитие коммуникативных, социальных навыков студентов, а также на развитие качеств, помогающих сохранить высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к меняющимся условиям рабочей среды; проявлять готовность к началу собственной карьеры в организации.  И чем быстрее в вузе будут реализованы современные технологии карьерного самоменеджмента для студентов, тем эффективнее, активнее будут позиции выпускников на рынке труда, в организациях, и ярче будут проявляться индивидуальные траектории в будущей профессиональной карьере  конкурентоспособных молодых специалистов.


Литература

  1. Tuning Educational Structures in Europe. http://www.unideusto.org/tuningeu/what-is-tuning.html.(5.12.2012).
  2. Могилёвкин Е.А., Щербина М.В., Кленина А.Н., Бажин А.С. Карьера молодого специалиста: теория и практика управления. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006.   

 

 

Ирина
интересная модель психолого

интересная модель психолого-педагогического сопровождения карьеры молодого специалиста.только не понятно,она авторская или взята из литературы.

Ишгали Н.
при предложении такой модели

при предложении такой модели в рамках современных вузов, где с каждым годом все актуальнее становится трудоустройство выпускников по специальности (а рейтинг вузов во многом от этого зависит), учитывалась и обобщалась также научная литература в этом направлении, в том числе и, как указано в конце статьи, точка зрения Е.Могилевкина.

Елена
Спасибо автору за актуальную

Спасибо автору за актуальную и познавательную информацию. Очень ценен опыт коллег из других стран, так как в России тоже имеется похожая система психологического сопровождения студентов. Очень заинтересовал материал, хочется узнать результаты апробации данной системы, как, непосредственно, это влияет на эффективное осознание и построение карьеры молодого специалиста. Спасибо.

Закирова Т.И.
Уважаемые коллеги! Очень

Уважаемые коллеги! Очень интересные предложения по использованию современных технологий карьерного самоменеджмента для студентов. Успехов.

Тема заблокирована