Бобренко О.С. Профессиональные проблемы педагогов-психологов в работе с ситуацией критического инцидента (суицида)

 

Бобренко О.С.

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

Российская Федерация, г. Ставрополь

 

Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы.


В данной статье речь пойдет о профессиональных проблемах психологов, работающих в системе образования, которые сталкиваются с ситуацией суицида.


Количество детских суицидов в Ставропольском крае растет с каждым годом. За последние пять лет это 136 попыток и  48 законченных суицидов. Эта  статистика говорит еще и о том, что каждый четвертый психолог системы образования в своей профессиональной деятельности уже столкнулся с ситуацией критического инцидента (под критическим инцидентом понимается любое травматическое событие, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта).


Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решений [2, 31]. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других [1, 12]. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.   Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера и встречается почти у четверти здоровых подростков.


Поэтому перед психологической службой края в настоящее время стоит очень важный вопрос: насколько педагоги-психологи готовы и знают, как профессионально работать с ситуацией суицида, могут оказать эффективную психологическую помощь детям, совершившим попытку суицида или имеющим суицидальные намерения, а также их родителям.


Количество психологов в 2011 году сократилось почти на 150 человек, многие из них уволилось  после того, как в школе произошел суицид.


Для того чтобы понять, какие профессиональные проблемы возникают у психологов в работе с ситуацией суицида нами было проведено исследование, в котором принимали участие 105 психологов края.


Так или иначе сталкивались  с ситуацией суицида 60 человек; с угрозой его совершения – 27, незавершенным суицидом – 22, суицидальным поведением – 15 человек;  с завершенным суицидом – 12 человек. 80% психологов столкнувшихся с ситуацией суицида отметили, что чувствовали себя растерянно и беспомощно; испытывали беспокойство, тревогу, страх, сомнения в своих профессиональных возможностях. Остальные 20% ответили, что действовали решительно и твердо. Интересно, что большинство специалистов, которые не были в подобной ситуации, предположили, что будут чувствовать себя в ней уверенно и спокойно.


На вопрос, какими профессиональными ресурсами и помощью психологи воспользуются, работая с суицидом, большинство из них (61%) ответили, что займутся самоподготовкой или обратятся к коллеге за советом (51,4%). 32% ответили, что представят случай на интервизию, 28,5% обратятся за помощью в профессиональное сообщество, 21,9% - ответили, что представят случай на индивидуальную супервизию; 19% - обратятся за помощью к личному психотерапевту; 10,4% - представят случай на групповую супервизию и 7,6% обратятся к специалистам детского телефона доверия.


По данным отчетов психологических служб края супервизии регулярно проходят только в семи территориях. В остальных районах Ставропольского края супервизии и интервизии не проводятся по различным причинам. При этом, только 5,7% психологов обучались в бесплатных программах и 27,6% принимали участие в разовых семинарах по данной проблематике. В настоящее время в платных программах принимают участие 53% психологов,  47% не владеют ни одной из психотерапевтических практик.


На вопрос, существует ли алгоритм действий психолога в ситуации суицида в вашем районе, городе, почти 50% психологов ответили утвердительно, но когда мы попытались выяснить, что это за алгоритм, четкого ответа не получили. Необходимо отметить, что наличие правил и соответствующей документации значительно снижает трево­гу у специалистов, работающих в ситуации критического инцидента, и устраняет часть негативных эмоций.


В заключении мы выяснили, каковы последствия работы психолога с ситуацией суицида. Большинство психологов сформулировали это в следующих терминах: «большой груз ответственности», «виноватым выставляют психолога», «это приводит к раннему и быстрому профессиональному выгоранию», «разочарование в профессии», «получила административное наказание», «не хочется даже вспоминать об этом», «потеряла работу». С другой стороны, были и такие ответы: «очень большая потребность в обучении по оказанию действенной помощи», «есть потребность в обращении за помощью к другим специалистам, имеющим опыт работы в данной ситуации», «хочу повысить свою квалификацию».


Востребованность психологической помощи, её острая необходимость заставляет профессионалов думать о том, как реально быть полезными. Психологическая работа с теми, кто столкнулся с суицидом, является своеобразной проверкой надёжности и эффективности профессиональной идентичности специалиста. Никто из дипломированных психологов независимо от профессиональной квалификации не способен в любое время, в любом месте, по любому вопросу оказывать квалифицированную помощь, поэтому важно трезво оценивать свои возможности и ограничения.


Кроме этого негативным последствием 90-х годов ХХ века, когда психология была модной и актуальной профессией, оказался профессиональный маргинализм [2,32]. Это явление псевдопрофессионализма, когда в профессию приходят люди, не обладающие должной степенью компетентности, но при этом критериев оценки такой деятельности в обществе не существует. Сегодня складывающаяся ситуация требует от профессионального сообщества психологов большей организационной зрелости и культуры.


Справиться с работой в условиях критического инцидента и адаптироваться к новым профессиональным требованиям больше шансов будет у специалиста со сформированной профессиональной идентичностью.


Шнейдер вслед за Дж.Марсиа различает следующие статусы идентичности:

  1. достигнутая идентичность – статус, сформировавшийся на основе совокупности личностно значимых целей, ценностей и убеждений, переживаемых как личностно значимые, то есть обеспечивающие осмысленность жизни. Она проявляется в позитивном самоотношении и положительном оценивании собственных качеств и связи с обществом;
  2. мораторий – статус кризиса идентичности. Его также характеризует высокий уровень личностной тревожности и более высокий уровень развитости интеллекта и жизненных интересов, в отличие от менее развитых статусов идентичности;
  3. преждевременная идентичность – статус, характеризующийся отсутствием самостоятельных жизненных выборов и, как следствие, отсутствием осознания идентичности (вариант навязанной идентичности);
  4. диффузная идентичность – статус, для которого характерно отсутствие прочных целей, ценностей и убеждений, а также попыток их формирования. Человек на этой стадии может перейти к «Мораторию», а позже – к «Зрелой Идентичности», а может навсегда остаться на стадии диффузии. Такую стадию характеризует средняя степень неудовлетворенности собой (сомнения в ценности своей личности), граничащая с безразличием к собственному «Я», ригидность Я-концепции, внутренние конфликты, заниженная самооценка, самообвинение и пр.;
  5. псевдоидентичность – стабильное отрицание своей уникальности или ее амбициозное подчеркивание в сторону гипертрофированности, сочетающееся с ригидностью Я-концепции, неприятием критики в свой адрес, низкими способностями к рефлексии и пр. [4, 43].

Профессиональное развитие и становление современного специалиста в сфере практической психологии можно рассматривать, используя следующие характеристики:

  1. Наличие или отсутствие гипотезы о природе психического развития. В зависимости от выбранной психологической теории складывается картина мира, которой придерживается специалист в своей практике.
  2. Степень продвижения специалиста по этапам профессионального развития в рамках выбранного направления. Чему соответствует тот или иной этап и о каких возможностях и ограничениях идёт речь в зависимости от достигнутого статуса.
  3. Сфера психологической практики, в которой данный специалист является функциональным и эффективным.
  4. Личностные и эмоциональные характеристики специалиста, которые позволят ему быть стабильным и эмоционально устойчивым в ситуации того или иного стресса.

Условно практических психологов Ставропольского края на данный момент развития профессии можно разделить на три группы:

  1. Психологи, получившие минимум практических знаний в вузах без должного практического обеспечения и без учёта специфики личностной подготовки. Такие психологи могут заниматься просветительской деятельностью, проводить тренинги на развитие коммуникативных способностей, проводить занятия по развитию познавательной сферы у школьников.
  2. Психологи, которые не довольствуются предложенным образовательным минимумом. Они, вкладывая личные ресурсы, интенсивно продолжают повышение профессиональной квалификации; участвуют в разнообразных тренингах и программах по современным видам психотерапии, знакомятся с новинками профессиональной литературы, общаются с коллегами. Такие психологи, используя разнообразные технологические приёмы, способны предложить своим клиентам возможность познакомится с эффектом от тех или иных диагностических и коррекционных методик. Обычно это продвижение в самопознании и коррекции поведения.
  3. Психологи, которые выбрали определённое психологическое направление, и начинают в рамках этой методологической и практической концепции профессиональный тренинг, который подразумевает глубокую личностную проработку и ответственное (т.е. под контролем какой-то профессиональной школы и системы) развитие в профессии.  Профессиональная организация берёт ответственность за такого специалиста, поддерживая его в методологическом развитии и обеспечивая его регулярными супервизиями. Такие психологи могут обеспечить работу со сложными эмоциональными и личностными проблемами, могут выдерживать нагрузки, связанные с серьёзными нарушениями личности у обратившихся за помощью, с опасными для сохранности личности психологическими травмами.

В сложившейся системе статусов все эти люди называются одинаково – педагоги-психологи. Для получения разных категорий тоже не нужно продвижение в профессиональном и личностном развитии, а достаточно подготовить необходимые для аттестации документы и пройти небольшие курсы. При выборе специалиста  для работы с ситуацией критического инцидента необходимо учитывать уровень квалификации, чтобы нагрузка не превысила уровень его подготовленности.


В этой связи возникает ряд вопросов: Какую вести документацию психологу в школе, работая с суицидальным клиентом? В чем специфика этических аспектов работы психолога с критическим инцидентом? Кто может проводить проверку психолога в ситуации суицида и каково содержание проверки?


Эти и другие вопросы остаются открытыми и, вероятнее всего, не имеют однозначных ответов. Но, на наш взгляд, именно это направление практико-ориентированных и научных исследований сегодня особенно важно.

 

Литература

1. Бек А. Когнитивная терапия депрессии. – Спб., 2003.

2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001 № 4. С.51-59.

3. Ташимов Т. Суицид подростков. Отрезанный ломоть. // Эксперт Казахстан. – 2011. – № 5.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.,2001.
 

Гость (не проверено)
данная проблема имеется не

данная проблема имеется не только в Ставропольском крае, но и по всему миру. К сожалению мы, психологи, часто затрудняемся в решении этой проблемы. Поэтому статья очень полезная и значимая.

Беглер А. М. (не проверено)
Очень актуальные, к сожалению

Очень актуальные, к сожалению, проблемы Вы описали. Особенно понравилось упоминание вредного влияния профессионального маргинализма - это зачастую не учитывается или замалчивается.

Боровикова Галина (не проверено)
Согласна с коллегами, статья

Согласна с коллегами, статья затрагивает очень важную и актуальную проблему, работа психолога в осуществлении профилактики суицида у детей - очень сложный вид деятельности педагога-психолога.

Тема заблокирована