Зазимко О.В. Развитие личности студента: герменевтический подход.

Зазимко О.В.,

Институт психологии им. Г.С. Костюка
Национальной академии педагогических наук
Украины,

Украина, г.Киев

 

В студенческом возрасте формируется интеллектуальная зрелость, закладываются основы личностной и социальной зрелости. В целом, между юношей и зрелой личностью остается одно существенное отличие, заключающееся в их жизненном опыте и особенностях его понимания и интерпретации.

Основываясь на методологических положениях толкования зрелой личности в рамках постнеклассического нарративного подхода [1], а также, опираясь на результаты эмпирического исследования, осуществим попытку определить характер влияния психологических особенностей понимания и интерпретации опыта современными студентами на их личностный рост.

По сравнению с более ранними возрастными периодами, процессы понимания и интерпретации жизненного опыта в юношеском возрасте переходят на значительно более качественную ступень своего развития. Жизненный опыт приобретает самоценность, что позволяет личности в студенческом возрасте осознать уникальность собственной жизненной истории в контексте конкретных социокультурных условий. Понимание собственной уникальности основывается на более адекватном оценивании себя с учетом собственных способностей и достижений, а не присвоенных от идеального образа, как это часто происходит в подростковом возрасте. Жизненные истории студентов юношеского возраста в основном неотрывны от их социально-культурного контекста, рассказ о себе насыщается оценочными характеристиками собственной личности. Освещенные в текстах события собственной жизни, включая обозримое будущее, достаточно эмоционально насыщенны юношами. Тема будущего наряду с поиском смысла собственной жизни становится главным измерением в постановке жизненных задач и самоосуществления сегодня. Нарративные повествования в основном направлены на перспективу. Осознание преемственности времени и мысли о своем будущем отслеживаются и в текстах, не содержащих задач на перспективу.

Следовательно, личность в студенческом возрасте способна при любых интепретативных возможностях своего опыта осознать уникальность собственной личности, а при учете непрерывности и преемственности времени, при развитой способности к смыслопороджению фиксируется осознание уникальности собственной жизни, рассмотрение ее как неповторимой индивидуальной истории вписанной в социокультурный и исторический контекст. В подростковом возрасте нарративные рассказы содержат лишь элементы отображения уникальности собственной истории, которая еще не связана с социокультурным контекстом, а отражает лишь тот опыт, который эмоционально важен и значим. Уникальность собственной жизни осознает подавляющее большинство лиц юношеского возраста, чему помогает развита способность к пониманию и интерпретации событий и явлений во временной и логической их последовательности, а не непосредственное «проглатывание» социокультурных смыслов, «навешивающихся» на них.

С самого рождения человек открыт новому опыту, но в детские годы такая открытость сопровождается зависимостью от близкого окружения. В подростковом возрасте границы открытости ограничиваются референтной группой и значимыми взрослыми. В юношеском возрасте данная характеристика является результатом рефлексии событий личного опыта в их связи с прошлым опытом и перспективой на будущее. В студенческом возрасте личность направлена на более реалистичное будущее, впрочем, уровень реализма обеспечивается интепретативнымы возможностями относительно приобретенного ею опыта.

Студент все больше погружается в общественную жизнь, узнает ее особенности, что приводит к осознанию собственных жизненных ожиданий, целей и перспектив. Понимание социокультурного контекста собственной жизни приводит к необходимости не имманентного (внутри границ опыта), а трансцендентного понимания собственного опыта, в котором появляется способность к объединению различных точек зрения [2]. В противном случае жизненный опыт личности будет или «закрытым» от внешней информации, поступающей от других лиц и социокультурной среды, или же личность «откажется» от своей собственной позиции. Молодому человеку в современном мире ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством информации, которую он не успевает не только интерпретировать, но даже осмысленно воспринимать. Такая ситуация не способствует легкому прохождению процесса рефлективного обособления. Неумение или невозможность отгораживаться от несущественной информации приводит к тому, что открытость новому опыту происходит на уровне «проглатывания» социокультурных образцов без индивидуальной переработки собственных впечатлений. Установлено, что личность, которая чаще подвергает рефлексии свои нынешние состояния, является не только более открытой культурному опыту, но и имеет больше возможностей реализоваться в социуме.

Открытость опыту личности, в свою очередь, обеспечивает ее относительную независимость от окружающего социокультурного контекста. Именно в юности окончательно преодолевается свойственная предыдущим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, становится более адекватным самопринятие и утверждается самостоятельность личности. За исключением единичных негативных нарративов с явно выраженным индивидуализмом, в рассказах студентов о себе отслеживается авторская позиция, характеризующая самопринятие. Авторская позиция в подростковом возрасте выражается только в отношении отстаивания собственных взглядов и интересов, которые еще не рассматриваются в перспективе или ретроспективе. Студенты уже способны реинтерпретировать собственный опыт, что обеспечивает самотождественность даже в отрицательных нарративах, в которых неблагоприятное их становления переводится на судьбу и окружение.

Темпоральные автобиографические тексты насыщены амбивалентными эмоциями переживания жизненных событий преимущественно на фоне позитивного нарратива. Этот факт указывает на полноценное прохождение личностного становления в юношеском возрасте, для которого необходимы переживания поисков, сомнений и разочарований, без которых невозможно полноценное развитие и открытость опыта. Пережитые поиски и сомнения обеспечивают полифоничность личности как возможность видеть и испытывать противоположные способы существования, для чего важна не столько значимость других на их жизненном пути, а их наличие или отсутствие, чем обеспечивается возможность личностного самопроектирования.

В настоящее время пространство, особенно виртуальное, в которое погружается молодое поколение, обеспечивает широкий выбор различных культурных текстов, жизненных стилей и способов самовыражения (с акцентом на субъективное благополучие), и тем самым способствует развитию идентичности личности с разной степенью ощущение его реалистичности. Но, в силу возрастных особенностей студентов и их интерпретативных возможностей, самотождественность может иметь место и без сохранения уважения к чужим жизненным историям и осознанности своей реальной включенности в социокультурный контекст жизни, что делает личность более восприимчивой к внешним воздействиям среды.

Авторство собственной истории жизни в студенчестве обеспечивается творческим отношением к окружающим дискурсивным практикам, которое, в свою очередь, проявляется в степени активности управления смысловым пространством со стороны личности, а не пассивного им «подчинения». Интеллектуальная зрелость лиц юношеского возраста побуждает к поиску условий самореализации, которая видится в этом возрасте в обобщенной модели идеала. Способность к обобщению, абстрагированию, тенденциям причинно-следственных объяснений, обогащения их формальными и смысловыми компонентами помогает структурированию прерывистого современного социокультурного опыта. Специфика интеллектуальной зрелости личности состоит в том, что понимание всех объективных явлений и свойств предметов преломляется сквозь призму индивидуальных, личностных впечатлений, призму жизненного опыта. Любой реинтерпретованный новый опыт входит в общую систему личностного опыта и связан с процессами интерпретации и понимания с помощью дискурсивных практик. Дискурсивные практики обеспечивают возможность перехода опыта в условия жизни. Личность имеет возможность самостоятельно выбирать ту или иную дискурсивную практику, что является ее творческим самоосуществлением. Еще одна функция творческого отношения к дискурсивным практикам – это содержание всех элементов, отражающих и выражают "Я", в рамках некоторой целостности, которую выполняет нарративная практика, что внешне выражается целостностью и оригинальностью текста.

Юношество активно экспериментирует с дискурсивными практиками. Актуализации более высокой степени активности управления собственным смысловым пространством в юношеском возрасте способствует обогащение опыта личности дискурсивными практиками, способствующими ее личностному росту.

Непротиворечивость опыта в подростковом возрасте зависит, в первую очередь, от развития когнитивной сферы, а в юношеском – есть  результатом личностной зрелости как уровня личностного и духовного развития, что обеспечивает ответственность за собственные истории (тексты). Личность юношеского возраста рефлектирует собственные тексты, их качество, соответствие замысла и т.п. На ответственность указывает степень активности личности при управлении собственным смысловым пространством. Эта характеристика проявляется при определенных изменениях обстоятельств в переосмыслении и переструктурирование собственного жизненного опыта, ментальной модели мира. В данном возрасте ответственность как личностная характеристика, которая является достоянием жизненного опыта человека, находится в стадии формирования. Замечено тенденцию, что молодежь, ориентированная на ответственность, а не на автономию, больше жизненных задач планирует на далекую перспективу и реинтерпретирует прошлое в позитивном направлении. Таким образом, расширение временной перспективы и ретроспективы способствует развитию личности студента. В более зрелом возрасте ответственность за собственные истории приобретает черты умения выстраивать историю собственной жизни как неповторимое открытие, незавершенное личностное произведение [1].

Развитие личности студента способствует появлению ощущения собственного места (роли) в глобальной социокультурной системе, которое проявляется преимущественно в такой характеристике ее опыта как диалогичность. В противоположность подросткам, в юношеском возрасте поле семиотической чувствительности не ограничивается социокультурными и ситуативными воздействиями только референтных групп, а распространяется и на социокультурный опыт всего человечества. В текстах появляются смысловые позиции и ответы на вопросы «зачем я?», «зачем я это делаю?», что обеспечивает почву для ощущения собственного места в социокультурной системе.

Несмотря на то, что юношеский возраст является возрастом устремленным в будущее, далекое будущее в этом возрасте «видится» довольно туманно, с нечеткими очертаниями приоритетности целей. Четкость целей в данном возрасте отслеживается только на ближайшие дни и месяцы. Настоящее для большинства современной молодежи существует в свернутом виде, молодые люди не насыщают его событийностью, не предоставляют ему значимости. Сегодня большинство студентов реализуют только личностные желания, что не способствует расстановке жизненных приоритетов и затрудняет определение собственного места в социокультурной системе, принятие ответственности за собственные истории. Надежды студентов на самоосуществление в будущем должны реализоваться в условиях положительного активного будущего в собственной истории жизни, реинтерпретации «обязательств» прошлому, наличия реальных целей и насыщении событийностью настоящего времени их жизненных историй.

В юности закладываются основы формирования мировоззрения как целостной картины мира и себя в ней. Одновременно повышается уровень реализма, и появляется ощущение времени. Юноши становятся способными к созданию синтезированной обобщенной и динамической модели собственной личности, истории своей жизни. Именно такие достижения возраста делают человека чувствительным и лабильным к внешним воздействиям социокультурного контекста, в противовес конкретности и стабильности идеального образа жизни. Широкий трансцендентный взгляд на себя, других и социокультурный опыт обеспечивает лабильность и динамичность собственных перспектив и футурологических сюжетов. Изменения социокультурного контекста жизни человека можно отслеживать, сравнивая некоторые его проявления во временной и пространственной динамике как тот или иной феномен трансформируется по сравнению с его предыдущими состояниями и распространяется на другие сферы и отрасли. Понимание и интерпретация этих изменений происходит и в связи с прогнозом, который человек предполагает в их протекании. Поэтому, временная ориентация личности является определяющим в построении и реализации ею модели собственной жизни.

С помощью статистического анализа удалось выделить восемь типов ориентированности студентов на временную перспективу, один из которых удостоверяет сбалансированную временную перспективу, в пяти отслеживается ориентация на настоящее время, в двух – ориентация на прошлое (причем, не в один из них не вошло положительное прошлое), и лишь в одном – ориентация на будущее. Принадлежность к выделенному типу временной ориентации может сохраняться в течение дальнейшей жизни, если не произойдет переструктурирование личностью собственного жизненного опыта.

Изменения жизненного пространства личности обеспечиваются нарративной компетентностью, к развитию которой личность студента сензитивна.

         Литература:

  1. Чепелева Н. В. Методологические основы исследования личности в контексте постнеклассической психологии // Актуальні проблеми психології: Психологічна герменевтика / За ред. Н. В. Чепєлєвої. – К. : ДП «Інформаційно-аналітичне агентство», 2010. – Т. 2, вип. 6. – С. 15-24.
  2. Зазимко О. В. Рефлектирующее обособление как механизм понимания и интепретации личностного опыта в юношеском возрасте // Актуальні проблеми психології: Психологічна герменевтика. / О. В. Зазимко. – Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2011. – Т. 2, вип. 7. – С. 143–154.