Андреева Т.И. Коррекция задержки речевого развития

 

Андреева Т.И.,

Краевое ГКУЗ «Красноярский Краевой

 Специализированный Дом ребенка №3»,

Российская Федерация, г. Красноярск

 

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Развитие речи у детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов.


Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.


Возраст до 1 года – период доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. Начиная с 1,5 – 2 месяцев - начальное гуление. К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в лепет. Для детей 9-10 мес. характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более. Ребенок 11-12 мес. говорит слоги, слова «мама» «папа», «би-би». К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь» и др. К двум годам активный словарь у нормально развивающихся детей насчитывает 250-300 слов. Словарный запас детей быстро увеличивается, достигая к трем годам 800-1000 слов. К четырем годам словарный запас увеличивается примерно до 2000 слов [1].


В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте (от рождения до 3 лет) [4].


Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка. У таких детей позже появляются слова, словарный запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже.


Результаты обследования детей с ЗРР показывают, что у большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме [6]. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в шестилетнем возрасте он отстает почти на 3 года.


Причинами отставания в развитии речи могут быть  патология течения беременности и родов, действие генетических факторов,  поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание). Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Ребенок  начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые, прежде всего должны насторожить взрослых. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться [3].


Ученые утверждают [2], что любая задержка в речевом развитии ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности. Поэтому детям раннего возраста с речевыми нарушениями, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии, необходима специальная помощь.


В комплексном лечении детей с ЗРР важная роль отводится работе логопеда-дефектолога. Для каждого возрастного периода детей с ЗРР существуют свои методы и приемы педагогического воздействия.


Я, как логопед – дефектолог, в своей работе с детьми, имеющими ЗРР, использовала различные приемы. Одним из таких приемов является методика  занятий с использованием изобразительного материала: картинки и картины [5].


Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребенка. Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение – название. Следовательно, чувственные образы, реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции, в том числе речь.


Способность воспринимать изображение приходит к ребёнку постепенно, по мере развития высших психических функций. В начале своей работы я учила ребенка рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Обозначенные последовательность действий отвечает психологическим особенностям зрительного восприятия и речевого развития ребенка.


Педагогические условия организации занятий с картинками, я строила на основе принципов от простого к сложному, и от частного к общему. Вначале  детям предлагала изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных и др. Далее изображения подбирала как серии обобщения: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные».


Занятия с картинками я рекомендую начинать в возрасте 6-7 месяцев. Цель первых занятий с картинками – научить малыша сопоставлять предмет и его изображение, видеть знакомый предмет на картинке, узнавать его на разных картинках.


Я считаю, что задача логопеда не только показать предмет на картинке, и перевести в понимаемую ребенком речь слово «картинка» (предмет, на котором что-то изображено).


На протяжении раннего детства в работе с картинками интенсивно меняются задачи, увеличиваются требования к умственной деятельности детей.


На следующем этапе, в работе с детьми, я формирую усвоение слов-глаголов (слов-действий). Именно они, я считаю, играют ключевую роль в процессе развития детской речи. Обращала внимание не только на объект, но и, в основном на изображение действий. Затем учила детей передавать основное смысловое содержание изображенного, раскрывать сюжет. В дальнейшем углубляла представления детей о предметах и их свойствах, о понимании простейших причинно-следственных отношениях при рассматривании предметных и сюжетных картинок. К 3-м годам работа с картинками значительно усложнялась. Расширялись решаемые познавательные задачи: в речевую практику вводились существительные с собирательным значением.


Таким образом, работа с картинками у детей с задержкой речевого развития  значительно увеличивает объем пассивного словаря, возрастает количество употребляемых слов в различных грамматических категориях, усложняется слоговая структура, появляется фраза из трех и более слов. «Работая» с картинками, ребенок открывает для себя социальный мир, человеческие отношения в обществе.


Литература

1. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 1999. – С. 11-13.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.,: «Просвещение», 1973г. – С. 28-33.

3. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. С-Петербург. 2006. – С. 38.

4. Малафеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. //Дефектология. 2003, № 4. – С. 18.

5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: «Мозаика – Синтез», 2000г. – С. 53.

6. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.