Татаурова Е. В. Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования

 

Татаурова Е. В.,

БОУ ОО СПО «Омский авиационный колледж им. Н.Е.Жуковского»,

Российская Федерация, г.Омск

 

Внедрение новых ФГОС в систему среднего профессионального образования требует существенных изменений в подходе к обучению и воспитанию студентов. Отличительное для нашего времени изменение в характере образования – осуществление подготовки специалистов на основе компетентностного подхода. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом учебного заведения, поскольку целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности студентов и формирование личностных компетенций как условие их успешного обучения.


С целью изучения социально-профессиональных ожиданий потенциальных работодателей Воспитательной службой БОУ ОО СПО «Омского авиационного колледжа им.Н.Е.Жуковского» было проведено комплексное исследование – опрос промышленных предприятий г. Омска, выступающих социальными партнерами колледжа.  Было выявлено, что одним из самых распространенных требованием к выпускнику с точки зрения социально-значимых качеств является наличие у него коммуникативной компетенции.


Коммуникативная компетенция - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия. [1, с. 8] Человек, обладающий коммуникативными компетенциями,  конкурентоспособен, успешен и уверен в себе в условиях рыночной экономики, а, следовательно, более востребован современным работодателем.


Всё это приводит к необходимости совершенствования коммуникативной компетенции как студентов, так и педагогов. Данная задача в авиационном колледже решается  путем разработки и реализации программы развития коммуникативной компетенции участников образовательного процесса.


Целью создания нашей программы является развитие коммуникативной компетенции участников образовательного процесса как условие успешной социализации и адаптации студентов.


Задачи:


1. Выявить уровень развития коммуникативных способностей студентов, обучающихся на первом курсе, и определить его влияние на процесс адаптации к условиям обучения в колледже

2. Развивать навыки эффективного общения студентов посредством индивидуальной и групповой работы

3. Повышать уровень коммуникативной педагогической компетенции преподавателей как один из важнейших факторов успешной адаптации студентов

4. Построить систему непрерывного повышения коммуникативной компетенции участников образовательного процесса


Реализация программы развития коммуникативной компетенции участников образовательного процесса предполагает комплексный подход, включающий в себя  изучение их индивидуальных особенностей, уровня развития из коммуникативных и организаторских способностей, ведение просветительской, консультационной, развивающей деятельности.


Модель реализации программы включает в себя следующие структурные компоненты:

  • субъекты, осуществляющие психологическое сопровождение в образовательном учреждении, направленное на развитие коммуникативных компетенция (педагоги-психологи, имеющие соответствующую квалификацию);
  • объекты психологического сопровождения (процессы  развития коммуникативных компетенций как фактора успешной социализации);
  • векторы профессионального взаимодействия (структурные уровни учреждения, субъекты образовательного процесса, на которые адресована программа).

Программа развития коммуникативной компетенции участников образовательного процесса включает следующие направления деятельности:


1. Организационное направление деятельности:

планирование и корректировка деятельности по развитию коммуникативной компетенции.


2. Методическое направление деятельности:

создание методических материалов в колледже, включающих технологии психологической деятельности по формированию коммуникативной компетенции участников образовательного процесса.


3. Оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса:

система мероприятий, направленных на выявление, профилактику и преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, а так же формирование коммуникативной компетенции как условие успешной социализации.


Психологическая поддержка участников образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

  • психологическая диагностика – выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции личности, ее индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявлении причин нарушений в социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами студентов;
  • психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у студентов психологической грамотности, повышение у участников образовательного процесса психологической компетентности, а также на формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
  • психологическое консультирование – оказание помощи в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации;
  • коррекционно-развивающее направление деятельности – активное психологическое воздействие, направленное на достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений путем развития коммуникативной компетенции.

Сроки реализации программы:

Программа является цикличной. Цикл зависит от срока обучения студентов и реализуется по следующим этапам:

  1. Выявление уровня развития коммуникативной компетенции (входная диагностика)
  2. Реализация Программы (2011 — 2013 гг)
  3. Мониторинг развития коммуникативной компетенции  участников проекта (2014 — 2015 уч.год)
  4. Внесение коррективов в Программу развития коммуникативной компетенции

Ожидаемый результат:

Развитие коммуникативной компетенции участников образовательного процесса как условие успешной социализации и адаптации.

Формирование и становление коммуникативной компетенции студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию, совершенствование их деятельности. Именно это необходимо будущим специалистам для адекватной ориентации во всех сферах общественной жизни.