Санюк О.Н. Специфика отношения к здоровью у студенческой молодежи

 

Санюк О.Н.,

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»,

Республика Беларусь, г. Брест

 

Несмотря на усилия государственных структур, направленные на сохранение здоровья, уровень здоровья населения в Республике Беларусь продолжает снижаться. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь в 2010 году общая заболеваемость молодёжи в возрасте 15-17 лет (зарегистрировано заболеваний всего на 100 000 населения данного возраста) составила 189 923,9 на 100 тыс. данного населения. Показатель первичной заболеваемости (зарегистрировано заболеваний, случаев с диагнозом, установленным впервые в жизни на 100 000 населения данного возраста) составил 130 420 на 100 тыс. населения. В структуре общей заболеваемости лиц 15-17 лет на болезни органов дыхания приходится 50,3%, болезни глаза и его придаточного аппарата – 8,1%, болезни органов пищеварения - 7,2%, травмы и отравления – 5,2%, психические расстройства и расстройства поведения – 5,0%, болезни костно-мышечной системы – 4,3%, болезни кожи и подкожной клетчатки – 4,1% [1]. Поступление в средние специальные и высшие учебные заведения лишь усугубляет состояние здоровья молодёжи, в связи с увеличением физической и умственной нагрузки, стрессами во время учебных сессий.


В настоящее время всё чаще говорится о том, что медицина только лечит болезни, но не занимается самим здоровьем. Функция заботы о собственном здоровье возлагается на самого человека. Но, чтобы он самостоятельно занимался своим здоровьем, его нужно обучить этому, обеспечить необходимый материальный уровень жизни, сформировать социальные нормы, поощряющие здоровый образ жизни [2]. Изучением отношения к здоровью занимались С.Дерябо, И.В. Журавлёва, В.М. Кабаева, Д.Я. Лоранский, Н.С. Панчук и другие.


Мы полагаем, что сохранению здоровья способствует осознанное отношение к нему, так как если человек не осознает свое отношения к кому-либо, чему-либо, то он не может изменить свое поведение по отношению к этому человеку, явлению или объекту.


С целью изучить отношение студенческой молодёжи к здоровью мы использовали метод опроса, применялись опросник Р.А. Березовской «Отношение к здоровью» [3] и авторская анкета. Исследование проводилось на базе Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. Выборка составила 100 человек, студентов различных курсов и факультетов.


Результаты исследования с использованием авторской анкеты показали, что студенты проявляют интерес к своему здоровью. Так, 41% студентов хотели бы укрепить своё здоровье, а 51% – сохранить. Однако регулярно следят за своим здоровьем лишь 27% опрошенных, а 69% – делают это нерегулярно. Как показывают данные по опроснику Р.А. Березовской, основной причиной такого отношения является нехватка времени. Мы полагаем, что в этом возрасте нередко имеет место формальное отношение к своему здоровью, студенты вспоминают о нем тогда, когда испытывают недомогание или заболевают.


Удовлетворённость здоровьем у студентов оказалась разной. Лишь 36% опрошенных удовлетворены состоянием своего здоровья, 44% студентов не удовлетворены состоянием своего здоровья. При этом хронические заболевания имеют 26% опрошенных, 63% студентов указали на отсутствие таковых. Информацию об уровне здоровья можно получить из анализа данных о группе, в которой студенты занимаются физической культурой. Основную группу по занятиям физической культурой посещают только 49% студентов. У остальных опрошенных имеются ограничения в занятиях физической культурой: 20% студентов посещают подготовительную группу, 19% – специальную, а 12% освобождены полностью от занятий физической культурой. Это может свидетельствовать о различных нарушениях в здоровье студентов, которые ограничивают их физическую активность. Отметим также, что 52 % студентов не посещают никаких спортивных секций.


Понятие «здоровье» 31% студентов связывают с определённым состоянием организма, в 22% высказываний указывается, что здоровье связано с единством физического и психического состояния, 20% опрошенных связывают здоровье с самочувствием, 14% – со здоровым образом жизни.


Студенты мало интересуются содержанием и режимом своего питания. Только 19% опрошенных следят за рационом своего питания и временем приёма пищи, 43% студентов делают это время от времени, а 38% – совсем не следят.


Более половины опрошенных (59%) не принимают дополнительно укрепляющих средств для поддержания и сохранения здоровья. Остальные студенты употребляет дополнительные укрепляющие средства: 14% – постоянно, 27% – время от времени. Выбор этих средств ими был сделан в 50% случаев самостоятельно, в 29% – по совету врача, в отдельных случаях – под влиянием рекламы, по совету родителей или знакомых. Таким образом, данная группа студентов более склонна к самолечению, чем к использованию профессиональных медицинских рекомендаций.


Была выявлена проблема организации дня у студентов. Организованным свой день могут назвать только 34% опрошенных, у 46% студентов он не организован, ещё 20% студентов затруднились ответить на вопрос определенно.


Рассмотрим ответы студентов, связанные с их осведомлённостью в вопросах здоровья. Под здоровым образом жизни студенты понимают, прежде всего, отсутствие вредных привычек (89% опрошенных), занятия спортом (79%) и рациональное питание (68% исследуемых). Мало внимания студенты уделили полноценной духовной жизни и знаниям о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье. Хотя они указаны в качестве компонентов здорового образа жизни, но упоминают их менее, чем в половине случаев: полноценную духовную жизнь – в 23% случаев, влияние неблагоприятных факторов окружающей среды – в 20% случаев.


В числе причин, которые могли бы заставить вести здоровый образ жизни 79% студентов указали желание иметь здоровых детей, 75% – желание сохранить здоровье как можно дольше. Эти мотивы отражают направленность на будущее, что можно рассматривать в качестве положительного признака в отношении к своему здоровью. Среди мотивов присутствуют и такие, как желание стать более привлекательным внешне (46% студентов), желание остановить прогрессирование болезни (21%), меня так воспитали родители (13%). В последнем случае можно предположить, что в большинстве семей студентов не уделяется достаточного внимания здоровому образу жизни и проблемам здоровья. Считают, что следует придерживаться принципов здорового образа жизни 76% студентов, 21% не задумывались об этом.


Со словосочетанием «здоровый человек» у студентов возникали разные ассоциации. Более половины всех ассоциаций связано с ведением здорового образа жизни (59%). Эти ассоциации могли сложиться из общеизвестного мнения, что человек, ведущий здоровый образ жизни, обычно здоров. Также было выявлено, что 76% из числа опрошенных студентов считают наиболее полезным для своего здоровья активный образ жизни.


Результаты опросника Р.А. Березовской «Отношение к здоровью» свидетельствуют о том, что в иерархии ценностей у студентов здоровье занимает первое место (6,54 балла из 7). Среди средств по достижению успеха в жизни оно занимает второе место (6,19 балла) после упорства и трудолюбия (6,35 баллов). По степени влияния источников информации на осведомлённость в области здоровья лидирующее место занимают врачи (специалисты) (5,18 балла из 7), но, скорее всего, только на осведомлённость, а не на выбор, что зафиксировано в результатах авторской анкеты. Также по влиянию на выбор выделяются друзья, знакомые (4,98 балла). Далее идут научно-популярные книги о здоровье (4,67), средства массовой информации (4,57). Наименьшее влияние на осведомлённость в области здоровья оказывают газеты и журналы (4,40). Таким образом, выбор источников информации в целом сделан студентами правильно.


Студенты считают, что наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни (6,21 балла из 7). Затем по степени влияния идут особенности питания (6,00), экологическая обстановка (5,87), вредные привычки (5,74), качество медицинского обслуживания (5,47), профессиональная деятельность (5,21). Было выявлено, что студенты в случае, когда у них со здоровьем всё благополучно, чувствуют себя в большинстве случаев счастливыми (6,25 балла). Далее по частоте идут: «я доволен» (6,04), «я спокоен» (6,00), «мне радостно» (5,89), «я чувствую уверенность в себе» (5,83), «я испытываю чувство внутреннего удовлетворения» (5,82), «я чувствую себя удовлетворённо» (5,76), «мне ничего не угрожает» (5,48), «ничего особенно не беспокоит меня» (4,65). При ухудшении здоровья студенты чувствуют себя расстроенными (4,77) и подавленными (4,74). Также они по этому поводу озабочены (4,58). Далее по частоте идут: «я раздражен» (4,30), «я испытываю сожаление» (4,16), «я встревожен и сильно нервничаю» (4,12), «мне страшно» (4,11), «я испытываю чувство вины» (3,57), «я спокоен» (3,05).


Поддержание здоровья студенты связывают, прежде всего, с избеганием вредных привычек (5,26 балла из 7). Среди других вариантов: «занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)» (4,35), «слежу за своим весом» (4,19). В одинаковой степени используются забота о режиме сна и отдыха (4,05), посещение спортивных секций (4,05). Далее по частоте идут «посещаю врача с профилактической целью» (3,49), «хожу в баню (сауну)» (3,32), «придерживаюсь диеты» (3,17). Реже используются закаливание (2,73) и практика специальных оздоровительных систем (2,49). При анализе причин недостаточной заботы о здоровье, было выявлено, что наиболее распространены ответы «у меня нет на это времени» (4,24 балла из 7), «не хватает силы воли» (3,99), что говорит о наличии у студентов проблемы организации своего времени и слабого самоконтроля. Также присутствует ответ «в этом нет необходимости, так как я здоров(а)» (3,94), то есть студенты уверены в неисчерпаемости ресурсов своего здоровья и не предпринимают достаточных усилий к его сохранению. Далее по частоте идут ответы: «есть более важные дела» (3,80), «не хочу себя ни в чём ограничивать» (3,77), «необходимы большие материальные затраты» (3,71), «нет соответствующих условий» (3,61) и «нет компании (одному скучно)» (3,60), «не знаю, что для этого нужно делать» (2,98), что говорит не столько о высокой информированности в вопросах сохранения здоровья, сколько об излишней уверенности студентов в своих знаниях о нём.


При ощущении недомогания студенты чаще склонны сами принимать необходимые меры по излечению, исходя из своего прошлого опыта (5,25 баллов из 7), что говорит о выраженности самолечения среди студентов. Далее упоминается обращение к врачу (4,20) обращение за советом к друзьям, родственникам и знакомым (3,84). В половине случаев опрошенные не склонны обращать внимания на ощущения недомогания (3,55).


Таким образом, большинство студентов понимают ценность здорового образа жизни и хотели бы вести здоровый образ жизни, сохранить и укрепить собственное здоровье, но для этого ими не осуществляются необходимые действия. Студенты не «замотивированы» на ответственное отношение к своему здоровью, указывая на проблемы самоорганизации, нехватку времени и силы воли. У студентов также наблюдается слабая осведомлённость в вопросах здоровья. В этой связи можно констатировать, что отношение студентов к своему здоровью не является в достаточной степени осознанным, следовательно, такое отношение необходимо формировать.

 

Литература

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь//Сборник «Дети и молодёжь Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 22.10.2012.

2. Кабаева В.М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью: Методические рекомендации для педагогов-психологов. – М.: АПКиПРО, 2002. – 56 с.

3. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. – СПб., Питер, 2006. – 607 с.
 

Ирина (не проверено)
проведенное нами подобное

проведенное нами подобное исследование в Приднестровье показало, что ценностные ориентации, связанные со здоровьем и ведением здорового образа жизни, не смотря на осознание значимости, реально не занимают ведущего места в системе мотивации поведения студента.

Тема заблокирована