Михальченко К.А,
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»,
Российская Федерация, г. Красноярск
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:
- рождение и воспитание детей;
- осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
- удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
- создание условий для развития личности всех членов семьи;
- удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
- удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
- удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
- охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
Из бесед с родителями и из других данных следует, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Анализ наблюдений за развитием межличностных отношений в подобных семьях свидетельствует о том, что такое положение, видимо, объясняется следующими причинами.
В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [4, c. 31]
Родители глубоко переживают интеллектуальную недостаточность ребенка, но ведут себя по-разному, нередко мало адекватно создавшейся ситуации. Одни из них, чувствую себя беспомощными и растерянными, внутренне не готовы бороться за будущее ребенка, полагая, что это бесполезно. Многие говорят себе, что из малыша ничего не выйдет, перестают дарить ему тепло, ласку, любовь, в которых он так нуждается. Другие пытаются активно действовать, но делают это неумело, и в ряде случаев приносят ребенку не пользу, а вред. Некоторые родители быстро переходят от энергичных попыток воспитания к бездеятельности, поскольку не видят немедленных успехов.
Изменяется эмоциональная реакция на поведение ребенка, появляются возмущение, раздражение, горечь, разочарование. Родители смотрят на ребенка с особыми потребностями нередко через призму тех неприятностей и огорчений, которые он им доставил Такое отношение родителей отрицательно сказывается на обучении ребенка.
Большинство родителей не знают как помочь собственным детям с трудностями в обучении. Они не понимают реальных причин, из-за которых их дети испытывают трудности в обучении. Родители не могу установить контакт с ребенком, организовать с ним совместную деятельность.
В результате роста и развития ребенка, в семье будут возникать все новые и новые проблемы, к решению которых родители будут не готовы.
И прежде чем вести речь о готовности родителей к взаимодействию с детьми с особыми потребностями рассмотрим понятие «готовность».
Вся жизнь общества складывается из деятельности людей, посредством которой они реализуют определенные цели, создают предметы, ценности, удовлетворяют свои потребности.
Эффективность любой деятельности определяется в первую очередь психологической готовностью человека к этой деятельности. Психологическая готовность как состояние и как устойчивая характеристика личности проявляется и формируется в процессе деятельности и входит в нее составной частью.
Понятие «готовность к действию» в психологическом словаре трактуется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [2, c. 58]. Готовность – это первичное, фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.
С.И. Ожегов, Д.Н. Ушинский трактуют понятие готовность как:
- Согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь;
- Состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь;
- Желание сделать что-либо.
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [1, c. 25] трактуют понятие готовность как активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи.
В современной психолого-педагогической литературе понятие «готовность» к выполнению того или иного вида деятельности употребляется в различных значениях. Готовность рассматривается как условие, как регулятор деятельности (Ю.К. Васильев, Ю. И. Янотовская); как психическое состояние, существенный признак установки (И.Т. Бжалава); как наличие определенных способностей (Н.Д. Левитов); как синтез свойств личности, ее целенаправленное выражение (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).
Различные трактовки феномена готовности и ее видов обусловлены спецификой деятельности и ее особенностями, теоретической концепцией авторов, и сводится к тому, на каком уровне – функциональном (состояние) или личностном (свойство) – рассматривается данная проблема.
Наряда с временной готовностью, как психическим состоянием, существует длительная, представляющая собой устойчивую характеристику, свойство личности, которая действует постоянно.
Таким образом, психологическую готовность к деятельность можно рассматривать на функциональном уровне – временное состояние (вдохновение, воодушевление, удовлетворенность, сосредоточенность и т.д.) и на личностном уровне – устойчивые характеристики личности (взгляды, внутренние убеждения, интересы, потребности и т.д.)
Будучи целостными образованиями общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:
1. Мотивационный (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
2. Познавательный (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятностных изменений обстановки);
3. Эмоциональный (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление);
4. Волевой (управление собой, мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
Традиционно в отечественной психолого-педагогической литературе выделяют два компонента готовности к педагогической деятельности: наличие определенной суммы профессиональных знаний и овладение системой практических умений. [3, c. 36]
Так, готовность родителей к взаимодействию со своим особым ребенком, является важным фактором развития внутрисемейных отношений, развития ребенка и его будущего. Постоянный рост числа детей с особыми потребностями актуализирует необходимость оказания семьям, с такими детьми психолого-педагогическую помощь.
Литература
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – М., 1976. – 176.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь – справочник. – Минск, 1998. – 399с.
3. Крючева Яна Владимировна. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : Дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 2004. - 167 c.
4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. –– М.: Просвещение, 2008. - 239 с.