Золотарева Н.А., Романова М.И., Жалнерчик Ю.Д., Живаева Ю.В. Программа профориентационного курса в рамках волонтерского движения «Моя программа социального действия»

 

Золотарева Н.А., Романова М.И., Жалнерчик Ю.Д.,

Научный руководитель - Живаева Ю.В.,

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»,

Российская Федерация, г.Красноярск

 

В ХХI веке мир профессий и деловой мир сильно изменились, прежде всего, изменилось отношение к выбору профессии: закончилась эпоха пожизненного найма и обычная карьера современного человека – это уже 2-3- специальности или профессии. Большинство молодых людей в России, к сожалению, пока не осознали этих изменений, более того, в принципе достаточно поздно задумываются о том, как они будут строить свою профессиональную деятельность, к чему хотят прийти.


Профессиональное самоопределение, являясь способом самореализации личности в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, С. Л. Рубиншейн) вызывает большой интерес исследователей. Профессиональному самоопределению в подростковом  и юношеском возрасте посвящены труды Л. И. Божович, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. А. Реана. Проблемам профотбора и профконсультирования – работы Н. С. Пряжникова, В. А. Бодрова, К. М. Гуревич. Исследованию профессионального развития и типологии личности – работы Е. А. Климова, А. А. Реана, Е. М. Борисовой [3].


В работах К. А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии [1]. Эта идея поддерживается исследованиями Л. И. Божович, которая считала  построение жизненных планов и перспектив аффективным центром жизни старшего школьника [2]. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие и мотивационной сферы, и познавательных процессов.


Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. В профессиональном самоопределении учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъективной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять выбор профессии и подготовку к ней.


Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как самооценка, ценностные ориентации, профессиональные предпочтения. Данные категории начинают активизироваться в подростковом возрасте, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности – потребности в жизненном самоопределении, а, следовательно, и в профессиональном.


На этапе окончания школы у старшеклассников возникает немало трудностей в выборе профессионального пути. Нарастающее ощущение «фатальности» этого выбора увеличивает процент поспешного выбора, т.к. окончание школы не всегда совпадает с периодом личностной готовности к профессиональному самоопределению, выражающемуся, в том числе и в выборе учебного заведения профессионального образования. Готовность к профессиональному выбору формируется тогда, когда оценены свои способности и возможности, содержание выбранной профессии, востребованность данной профессии на рынке труда и готовность овладевать необходимыми для данной профессии знаниями и умениями.


Проводимые нами исследования (2011г.) показывают, что профессиональные планы старшеклассников весьма расплывчаты, зачастую они связаны с эмоционально привлекательными профессиональными ролями, стереотипами  «престижных» в современном обществе профессий, влиянием внешних факторов (родителей, друзей) на выбор специальности, вуза. Выпускники школ обнаруживают противоречия, обусловленные непониманием своих профессиональных интересов, незнанием своих личностных особенностей, несогласованностью личностных особенностей и профессиональных предпочтений, не желанием брать ответственность за свой выбор. Все эти факторы затрудняют принятие решения об обоснованном, самостоятельном выборе профессии.


В современной действительности профессиональное самоопределение осложняется ещё и большой степенью неопределенности: у выпускников школ отсутствует опыт профессиональных проб; старшеклассники мало информированы о существующих специальностях, слабо ориентируются в их многообразии; рынок труда меняется значительно быстрее, чем происходит подготовка специалистов, а значит трудно спрогнозировать возможность трудоустройства по специальности через пять-шесть лет обучения. Самоопределяющиеся учащиеся старших классов пытаются найти дополнительную опору в своем важном жизненном выборе. Они волнуются, неопределенность перед будущим действительно пугает, и у них срабатывают защитные механизмы – ориентации на стереотипы общественного сознания или подчинение воле родителей. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и здесь учащийся не самоопределяется, а его «определяют». Указанные проблемы обосновывают актуальность профориентационной работы, которую необходимо проводить со старшеклассниками.


Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. В последнее время в школах создаются профильные класса, при зачислении в которые школьники проходят профильное тестирование. Иногда профильные классы формируются по другому принципу, например, желания ученика учиться по тому или другому направлению.


Реально учащиеся старших классов затрудняются самостоятельно осуществить профессиональный выбор, поскольку еще не готовы в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Они нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Именно поэтому профориентационная деятельность – деятельность профориентационного волонтерского движения должна осуществляться через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки старшеклассников.


Смысл деятельности профориентационного волонтерского движения состоит в том, чтобы оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся учащимся, проводя диагностическую, профконсультационную работу (профориентационная диагностика, знакомство с рынком труда, знакомство с рейтингом профессий).


Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий комплекс мер по оказании помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально-ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профконсультацию можно определить как «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.


Учитывая актуальность обозначенной выше проблемы нами разработана программа реализации профорентационного волонтерского движения. В современных условиях (при общей нестабильности социально-экономической ситуации в стране) прогностичность становится важнейшим условием  эффективности профессионального самоопределения.Тот факт, что реально школа недостаточно (в силу различных обстоятельств) уделяет внимания решению этой важнейшей задачи, особенно актуальной становится деятельность волонтерского движения, которое в полной мере является составляющей социально-профессиональной деятельности студентов.


Идея волонтерства несомненно удачна, так как объединяет и предоставляет возможность сотрудничества основных субъектов профориентации таких как:


- конкретная самоопределяющаяся личность  (в смысле ученики)

- образовательные учреждения

- психолого-педагогическая наука (по определению Николая Сергеевича Пряжникова).

- органы управления образованием.


Кроме того, именно при реализации волонтерских проектов, студенты получают возможность применить теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом по специальности «Клинический психолог», таких как «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Психология труда», «Основы профориентологии» и др. на практике.


Помимо этого благодаря волонтерской деятельности, в ходе которой студенты взаимодействуют с администрацией образовательных учреждений, будущие специалисты получают дополнительную возможность трудоустройства, с другой стороны работая со школьниками, студенты представляют высшее учебное заведение, которое в дальнейшем может быть выбрано для поступления выпускниками школ.


Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что волонтерство как опыт социально-профессиональной деятельности студентов является значимым для всех субъектов профориентации и представляется перспективным для дальнейшей деятельности.


Эффективность профориентационной работы именно в системе  профорентационного волонтерского движения определяется тем, что она включается в широкий контекст работы психолога по сопровождению выбора старшеклассниками дальнейшего пути получения высшего профессионального образования. Многоаспектная работа в данном направлении призвана сформировать у учащегося готовность к осознанному и адекватному выбору области будущей профессиональной деятельности с учетом как своих способностей и интересов, так и потребностей общества.


Выбор возрастных рамок (10 – 11 класс) обусловлен тем, что именно на этом этапе формируются наиболее значимые социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того,  старшеклассники стоят перед необходимостью выбора ВУЗа, факультета, определения специальности.


Из вышесказанного становится понятным, что основной целью реализации проекта является актуализация процесса определения собственной личной, образовательной и профессиональной стратегии старшеклассников. Цель курса достигается через активизацию процессов самопознания, формирование понимания и навыков ответственности за свой выбор, умение согласовывать желание с собственными возможностями.


Таким образом, готовность учащихся к сознательному самостоятельному выбору обучения по специальности (которая может быть выявлена по окончанию проекта) будет являться критерием для оценивания качества подготовки по данному курсу. Так же имеется возможность провести мониторинг показателей успешного поступления старшеклассников в вузы.


Программа курса рассчитана на 32 часа учебных занятий и состоит из трех основных блоков:


1.  Внутренний мир человека и возможности его познания.

2.  Выбор профессии как основной шаг жизненного самоопределения.

3.  Секреты успеха.


В учебном курсе интегрированы теоретические знания с практическим участием в социально-психологическом тренинге, тестировании, профконсультировании.


Профориентационная работа в последнее время приобретает новые смыслы и задачи, государство заинтересовано в разработке и внедрении современных профориентационных технологий в образовании (начиная со школьников и заканчивая выпускниками профессиональных учебных заведений). Система профессиональной ориентации учащейся молодежи должна способствовать осознанному выбору профессиональной траектории молодыми людьми, информировать их о том, что происходит на предприятиях реального сектора экономики и в регионах РФ, содействовать уменьшению несогласованности действий между учебными заведениями, которые готовят специалистов, и работодателями, которые нуждаются в них.


Литература

1. Абульханова-Славская К. А. О субъективности психической деятельности. – М.: Изд-во Наука, 1993. – 288 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. – М.: Воронеж НПО МОДЭК, 2001. – 349 с.

3. Борисова Е. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации / Е. М Борисова. – М., 2007. – 255 с.

4. Зеер Э. Ф Ппрофориенталогия теория и практика: [учебное пособие для вузов]– М.: Акад.проект., 2006. – 188 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е. А. Климов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.