Кравец С.С. Проблема свободы личности в современной психологии и педагогике образования

 

Кравец С.С.,

«Институт педагогики и психологии

профессионального образования РАО»,

Республика Татарстан, г. Казань

 

Современная социокультурная ситуация в России, в которой человек получает возможность развития своей инициативы, творчества, проявления свободы в деятельности, объясняет возросший интерес учёных к данной проблеме. Овладение свободой как самозаконностью, добровольным самоограничением, обращение к самому себе особенно важно в период обострения социальных противоречий. Стать свободным — значит найти свое предназначение и осуществить самоопределение в жизни. Именно это является основным механизмом обретения и проявления человеком внутренней свободы. Перед современным образованием в изменяющихся условиях стоит задача воспитания свободной, самоопределяющейся в жизни личности. Воспитанием свободной личности может заниматься только педагог, который сам обладает такой внутренней свободой.


Вопросы свободного развития личности, «внутреннего человека» обсуждались общественными деятелями, писателями, педагогами (Н.И. Пирогов, П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель и др.). Русская научная мысль этого периода отличается неисчерпаемым богатством, изучение которого как - «завет нации» учителям (Г.А. Фальборк) дает возможность более глубоко разобраться в актуальных проблемах нашего времени, в том числе, и в вопросах воспитания внутренне свободной личности.


В последние годы ведется научный поиск в разработке подходов к трактовке феномена свободы в философском аспекте. Так, личная свобода рассматривается в ее единстве и многообразии (Т.Ф.Милова), исследуется логико-исторический анализ категории свободы (О.М.Ноговицын), возможности и перспективы свободы (Г.А.Грушин), возможности и пределы свободы (С.И.Шарипов), аспекты свободы, в том числе феноменологический (В.Ф.Мошнин), свобода личности (И.В.Бычко, К.С.Гаджиев, В.А.Давидович, И.И.Логанов), история, философия свободы (И.Берлин), свобода и ответственность (Г.В.Дубов, Э.И.Рудковский), свобода и необходимость (Г.Г.Голиков, В.П.Голубенко), философско-эстетический и художественный смысл свободы (Н.И.Шевченко), свобода и творчество (З.Г.Апресян, Н.З.Шамота), свобода и христианство (Г.Л.Андреев, В.Е.Долл), индивидуальная свобода и вненаучные формы знания (С.В.Девяткин), феномен внутренней свободы (А.Г. Мысливченко), свобода как ее самостоятельность в выборе деятельности (К.М.Никонов, Ю.С.Никольский), свобода как раскрепощение мысли (К.А.Свасьян), как свобода действия, свобода выбора, свобода хотения (воли) (С.А.Левицкий). Связь свободы с феноменами зависимости, пассивной сопротивляемости, активного поведения, самодетерминации, своеволия прослеживает Р.Б.Калмыков. Синтетическую концепцию свободы предлагает А.М.Максимов, уделяя внимание позитивному влиянию свободы на становление индивидуальности человека и развитие общества, свободе как внутреннему свойству человеческой природы, которая может быть, а может и не быть реализована.


Современными отечественными психологами выполнен ряд работ, в которых обращено внимание на следующие проблемы: рефлексивнодеятельностный подход к свободе личности (Е.И.Кузьмина [3]); сущность внутренней свободы личности (Г.А.Балл [1]); дилемму «свобода - детерминизм» (Л.Я.Дорфман, Д.А.Леонтьев [4]); концепцию свободной причинности (В.А.Петровский), свободу, ответственность и духовность в качестве трех взаимодействующих параметров личностной саморегуляции уровня самодетерминации (Е.Р.Калитиевская [2]) и др.


Проблематика свободы и самодетерминации личности на сегодняшний день не входит пока в число традиционных психологических исследований, тем не менее немало научных работ, рассматривающих феномены свободы, автономии и самодетерминации как ключевые для изучения мотивации и личности. Очевидны и "переклички" между разными авторами, инварианты в понимании свободы. По мнению Д.А.Леонтьева, свободу можно понимать как возможность инициации, изменения или прекращения субъектом своей деятельности в любой точке ее протекания, а также отказа от нее [4]. Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации активности личности, внешних по отношению к действующему экзистенциальному Я, в том числе собственных установок, стереотипов, сценариев, черт характера и психодинамических комплексов [4].


Современные психологи понимают свободу в единстве различных аспектов: гносеологического, онтологического и аксиологического; она определяется как позиция, как осознание возможностей в рамках судьбы, как переживание самодетерминации, связанной с самосознанием, анализируется с точки зрения рефлексивно-деятельностного подхода, дилеммы свобода — детерминизм и пр.


На основе сравнительного теоретического анализа педагогической, философской, психологической, лингвистической, социологической и акмеологической литературы можно определить следующее интегративное, теоретическое понятийное пространство внутренней свободы личности:


- специфически человеческая избирательная творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются для самостоятельного осуществления выбора, принятия решения и его реализации;

- внутренняя свобода, это свобода которую человек отстаивает в условиях общественной жизни и она возможна только в обществе; свободу можно соотнести с «самоопределением» в жизненной ситуацией и «ответственностью»;

- внутренняя свобода, это способность устоять внутренне, справиться внутренне с тем, что не удалось преодолеть в процессе борьбы за достойную жизнь;

- внутренне свободный человек может ощущать себя свободным даже в условиях внешней несвободы;

- внутренняя свобода это способность к самореализации, самоопределению и самоутверждению;

- внутренняя свобода - природное качество, изначально присутствующее в каждом человеке;

- всякая свобода есть внутренняя.


Теоретическое исследование позволило нам определить понятие внутренней свободы как способность личности к наиболее полной реализации собственных потенциалов посредством осознанного выбора в процессе решения учебно-профессиональных и личностных задач, принятия на себя полной ответственности за осуществленный выбор, решение и за реализацию собственного потенциала.


Вопросы свободы человека находятся в центре внимания современных исследователей педагогической науки (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, О.С. Газман, Г.Б. Корнетов, Б.Т.Лихачев, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков), которые исходят из теоретического положения о том, что свобода человека - абсолютная ценность. Все другие ценности цивилизованного общества основаны на свободе мысли, свободе действия, свободе его выбора, свободе воли.


Таким образом, современной наукой внесен существенный вклад в осмысление теоретических проблем свободной личности. Понятие «внутренняя свобода личности» начинает прочно входить в тезаурус педагогической науки. Данная проблема находит свое развитие в современных педагогических теориях: «педагогика свободы», «образование для свободы», «педагогика ненасилия», выражена в личностно-ориентированном, синергетическом и других подходах. Вместе с тем, процесс воспитания внутренне свободной личности может осуществлять педагог, владеющий личностной моделью педагогического взаимодействия, сам внутренне свободный, независимый и авторитетный человек. Но на сегодняшний день в психологии данная проблема изучена недостаточно и может являться предметом дальнейших эмпирических исследований.


Литература

1. Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие / Г.А. Балл // Психологический журнал .-1997.- Т. 18. № 5. - С. 7-19

2. Калитеевская, Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию./ Е.Р.Калитеевская // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 231-238.

3. Кузьмина, Е.И. Психология свободы./ Е.И. Кузьмина // М.: Изд-во Московского университета, 1994.

4. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности/ Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - Том 21. -Т. 1.-С. 15-25.