Приветственное слово участникам конференции

Приветственное слово от министра образования и науки Республики Марий Эл

 

Сложившиеся в настоящее время теоретические представления о системе профессионального образования, сохраняющие традиционную приверженность «к знаниевой парадигме» оказались неспособными создать концептуальные основания для прорыва к радикально новой практике подготовки специалистов, ориентированной в перспективном плане на реализацию личностной и индивидуально-творческой системы подготовки в вузах. В поисках возможностей преодоления технократической ограниченности профессионального образования сегодня чрезвычайно актуально звучит предложение о переводе его в качественно новое состояние, отражающее такой тип вузовской деятельности, который характеризуется превращением духовного мира преподавателя вуза в ведущий компонент содержания образования, а это невозможно без глубокой психологической подготовки личностно-развивающей функции и органической связи с социумом, в котором живут современные студенты.

Данная конференция направлена на достижение указанных выше целей вузовским сообществом в психологическом плане. В области педагогики большую работу в этом направлении проделал мой наставник и педагог, академик РАО В.А. Сластенин, который в течение двадцати пяти лет с мощной научной школой, объединяющей свыше пятидесяти докторов и ста пятидесяти кандидатов наук, работающих в различных вузах и НИИ России и СНГ, занимался изучением субъект-субъектных отношений, деятельностным и индивидуально-творческим аспектом образования.
Желаю всем участникам конференции плодотворной деятельности и достижения поставленной цели в области научного творчества, здоровья и удачи.

 

С уважением,
Министр образования и науки Республики Марий Эл,
доктор педагогических наук, профессор, академик
Международной академии наук педагогического образования,
Заслуженный работник образования Республики Марий Эл
Швецова Г.Н.
 
 
Приветственное слово от профессора Швецова Н.М. 
 

В последние десятилетия происходит активизация разработки теоретико-методологических и аксиологических проблем образования. Им уделяют внимание известные российские и зарубежные ученые. А. Смит отождествлял достижение личных интересов с общественным успехом, рассматривая последнее как простую сумму личных достижений. У Э. Канта мы видим необходимость ограничения использования разума в личных целях с целью большего использования своего интеллекта в пользу общества. Э. Кант подчеркивал, что личность, семья и даже государство суть индивидуальной формы существования, а общественной формой является мышление с точки зрения граждан всего мира. Если раньше в 90-е гг. в России превалировала эгоцентрическая модель общественного поведения и это в целом соответствовало взгляду А. Смита, то ныне формирующаяся модель напоминает философию Э. Канта, ставшую, в этом смысле, в обстановке иного психологического состояния общества и глобализации весьма актуальной.

Поиск новой парадигмы психологического знания в условиях глобализации – это сложный и противоречивый процесс и здесь недостаточно одной или двух серьезных конференций. В процессе поиска истины часто незначительные элементы, которые отбрасывались ранее в условиях эгоцентрической модели, становятся важными и наиболее актуальными в современных условиях социализации и глобализации.
Как объект исследования, глобальная система представляет традиционный интерес в двух аспектах: первый – собственно научный аспект, выражающийся в познании сущности явления; второй – практическое применение результатов исследования в проведении государственной образовательной политики.

Кроме того, можно выделить и третью составляющую научного интереса психологов, которая выступает не как сам объект изучения, а процесс исследования в его совокупности. Как нам представляется, именно в этом направлении будут подготовлены статьи данной конференции.
Хочется пожелать всем участникам конференции достижения самых высоких результатов в научной деятельности, здоровья. Именно здоровье называл счастьем классик российской литературы И.С. Тургенев. Всех вам земных благ, которые возможны в нашем мире.

 

 

С уважением,
Член Общественного совета по образованию
Приволжского федерального округа,
Доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл,
Академик Международной академии наук
педагогического образования
Швецов Н.М.
 

Приветственное слово профессора Попова Л.М.

 

Долгие годы занятий психологией позволяют мне привнести новый смысл в название конференций. Я бы предложил термин «сопровождение» рассматривать как самосопровождение. Это вполне соответствует основной образовательной идее нашего времени, времени модернизации образования, когда внешняя детерминация должна уступить место внутренней детерминации, когда каждый студент в очередной раз должен осознать, что подлинное владение профессиональными компетенциями возможно в том случае, когда возникает собственное желание стать профессионалом высокого уровня.

В психологии можно выбрать два пути становления себя как мастера. Первый путь – это глубокое вхождение в отечественную и мировую психологическую культуру и подготовка себя как психолога-теоретика. Второй  - подготовка себя к деятельности практического психолога.

В действительности, социальные ожидания пользователей психологического знания связаны с тем, что психолог – это тот, кто помогает людям: справляться со стрессами, преодолевать свои недостатки, быть толерантным к людям иных воззрений, вкусов, ценностей, снимать напряжение тех, кто оказался в экстремальной ситуации.

Однако определенная часть студентов тяготеет к карьере ученого и стремится уже на студенческой скамье писать серьёзные аналитические обзоры, выступать на конференциях.

Здесь свое профессиональное самосопровождение я бы посоветовал связать с определенными уровнями научной квалификации и наметить себе цель: стать кандидатом и доктором наук. Самосопровождение своей жизни надо видеть в том, чтобы предельно глубоко знать мировую психологическую культуру, сочетать способность к теоретическому анализу и обобщающим выводам с абсолютным владением психодиагностикой и адекватной интерпретацией полученных результатов.

Психолог-практик в процессе самосопровождения должен, прежде всего, уметь применять к жизни полученные в ВУЗе знания. Ни одна психологическая теория не дает полного ответа на запросы меняющейся жизни. Но накапливается опыт встреч со сходными ситуациями, которые практик может типизировать. Практик должен постоянно привлекать свою интуицию по целостному охвату ситуации и доверять ей в поисках решения.

Если психолог-теоретик свое профессиональное самосопровождение должен сочетать с такой философской категорией как созерцание мира и его глубинное постижение, то психолог-практик – сочетать с такой категорией как преобразование мира. Где основным проявлением преобразования становится реальная помощь другим людям по выходу из кризисной ситуации.

 
С уважением, 
Член Международной академии психологических наук,
Доктор психологических наук, профессор
Заслуженный деятель науки Республики Татарстан
Л.М. Попов