Диплом МОСИ признан в Европе!

Артур Имангулов как увлеченный наукой выпускник Межрегионального открытого социального института специальности «Менеджмент», продолжил обучение в аспирантуре. Но не остановился на этом. Сегодня он является студентом Чешского аграрного университета.


В своем интервью Артур рассказал нам об особенностях обучения в европейском вузе и дал свою оценку как западному, так и отечественному образованию.

 

Артур, расскажи, почему ты решил продолжить образование в европейском вузе.

Я всегда стремился к познанию мира и считаю, что в любом вопросе нужно иметь несколько опорных точек, чтобы понять целостную картину. Так и с образованием: имея представление о высшем образовании в России с точки зрения как студента, так и преподавателя, я решил сравнить российскую академическую школу с западной, для чего и приступил к поиску вариантов зарубежного образования. В формировании моего решения принимал активное участие наш уважаемый первый проректор Николай Михайлович Швецов, собственно и открывший мне мир академической науки. Старт моего европейского обучения начался с поиска наиболее простых для российского студента вариантов бесплатного или относительно бесплатного зарубежного образования. Для россиян наиболее актуальны как семестровые программы европейских ВУЗов - немецкий DAAD, общеевропейский Erasmus Mundus, так и локальные стипендии университетов, которые выдвигают свои требования для будущих международных студентов.

 

Тебе приходилось сдавать в Праге какие-то дисциплины?

На первом этапе - нет, вначале происходит подтверждение статуса диплома посредством сравнения учебных планов. Российский учебный план сравнивается по приложению к диплому с его зарубежным аналогом. Я отправил в несколько европейских ВУЗов переведенное на местный язык приложение своего диплома специалиста и сам диплом. Первой на мое письмо откликнулась Высшая школа экономики в Праге. Оказалось, что учебный план Межрегионального открытого социального института соответствует магистерскому плану обучения в этом учебном заведении. Таким образом, мой диплом МОСИ был признан как диплом магистра в Чехии.

 

Расскажи нашим студентам о том, каким образом можно получить образование в Чехии.

На учебу в европейские страны можно поехать, например, на семестр в рамках образовательного гранта (Erasmus Mundus, DAAD), чтобы попробовать свои академические и языковые навыки в новой среде. Если вы хотите получить бесплатно полный курс образования, то у иностранных граждан существует возможность получить стипендию чешского правительства или ректора университета, которые покроют стоимость обучения. На чешском языке обучение проводится бесплатно, а на английском — либо по стипендии, либо платно. Но даже если учиться на коммерческой основе, то плата составляет около 2000 евро в первый год обучения и около 800 евро с учетом стипендии, дающейся всем студентам, у которых нет академической задолженности, что весьма приемлемо как для Европы, так и для России. Кроме того, для зачисления в любой зарубежный университет необходимо предоставить документ о владении либо местным языком для прохождения обучения на нем, либо английским языком для обучения в международной среде. В 2011 году после небольшой подготовки (не сложнее подготовки к ЕГЭ) я получил сертификат TOEFL. Меня очень радует тот факт, что сдать международный экзамен TOEFL по английскому языку можно в МОСИ.

 

Артур, у тебя есть опыт обучения как в российском, так и в европейском вузе. В чем заключается разница между нашим процессом обучения и западным?

В первую очередь, это само расположение вуза. Все подразделения: учебные корпуса, библиотеки, общежития расположены в кампусе - университетском городке, который часто находится либо на окраине, либо за пределами города. И это очень удобно: сокращается время на дорогу и экономятся деньги на проезд. Занятия у нас проходят 3 дня в неделю, все остальное время отводится самостоятельной подготовке. Самая существенная разница, на мой взгляд, заключается в том, что европейский процесс обучения осуществляется с широким применением мультимедийных технологий. Преподаватели готовят презентации, которые затем показывают в аудитории на проекторе, а затем публикуют на образовательном портале университета для наиболее полного усвоения материала. Я вижу, что подобная методика обучения на сегодняшний день активно внедряется и в МОСИ. В Европе также широко используется образовательная концепция teamwork. Студенты коллективно готовят мультимедийные презентации. Каждый отвечает за то направление работы, которое у него получается лучше всего. Например, если я мастерски составляю бизнес-план, то мой одногруппник его презентует. Но это не значит, что одни студенты активно готовятся, а другие ничего не делают. Происходит взаимообучение внутри коллектива, что позволяет в будущем легко адаптироваться к работе в организации, где каждый сотрудник выполняет свои должностные обязанности. Также в европейских ВУЗах широко распространена концепция “ block teaching ”, когда в течение двух недель со студентам делятся знаниями ведущие специалисты-практики в своей области со всей Европы (например, по предмету «Менеджмент» выступает ведущий специалист корпорации «Lloyds»). Подобный опыт позволяет на практике осознать важность изучаемого предмета и освоить его на уровне MBA (бизнес-образования).

 

Межрегиональный открытый социальный институт сейчас тоже осуществляет подготовку специалистов по программе МВА.

Да, действительно, это большой шаг вперед для регионального общества. В Европе многие руководители среднего и высшего звена имеют диплом мастера делового администрирования ( Master of Bussiness Administration). Это образование признается во всем мире. Поэтому, я считаю, что йошкар-олинским предпринимателям и менеджерам очень повезло, в том плане, что они имеют возможность получить диплом МВА в МОСИ без отрыва от работы.

 

А как ты оцениваешь российское образование?

Конечно, я наслышан мнений о том, что в российских вузах дают некачественное образование. На самом деле это не совсем так. Сумма знаний в российских ВУЗах элементарно больше, соответственно у студента есть выбор: либо попытаться отделить зерна от плевел и понять, что ему нужно для сдачи предмета и последующего использования на практике, либо зазубрить все и забыть сразу же после сдачи. Западное образование представляет собой концентрат практических знаний, который с одной стороны приемлем как универсальный инструмент, а с другой стороны ограничивает профессиональные возможности будущего специалиста. Хочу сказать, что образование в Межрегиональном открытом социальном институте дало мне большой объем знаний, которые я до сих пор использую. Именно преподаватели института, в особенности Юлия Ананьевна Шувалова, стали для меня проводниками в мир науки, познакомили с академической средой, дали импульс к аспирантуре и стимул к продолжению образования.

 

Чем ты планируешь заниматься после окончания Пражского университета? Вернешься в Россию или останешься в Европе?

После знакомства с научным обществом европейского университета я стал «человеком мира». Хорошее резюме, опыт работы в России как в частном бизнесе, так и на государственной службе и навыки международной коммуникации позволяют мне интегрироваться в любое общество. Но я считаю, что человек должен делиться своими знаниями. Поэтому я вижу себя на стезе преподавания. Останусь ли я в Европе, я еще не определился. Ко мне поступают предложения о работе как от российских, так и от европейских вузов.

 

Если ты все же вернешься в Россию, будешь ли ты внедрять опыт западных образовательных систем?

Несомненно. Сейчас наша страна совершенствует систему образования и многие передовые вузы, такие как Межрегиональный открытый социальный институт, внедряют инновационные технологии. Модернизируется как сам процесс обучения, так и процедура сдачи экзаменов. Классическая система «тянешь билет, готовишься, отвечаешь» постепенно заменяется аудиторным или дистанционным тестированием. В Европе это уже давно развито. Там студент приходит в университет лишь для того, чтобы закрепить полученные самостоятельно знания. Большую часть материала он осваивает через систему «Moodle» (это электронный образовательный ресурс вуза), поэтому он мотивирован на получение знаний. Преподаватель по большей степени оценивает уровень самостоятельной подготовки.

 

Артур, спасибо за содержательный разговор.

Спасибо вам за возможность поделиться своим опытом.