Особенности социально-психологического сопровождения студентов с особенностями психофизического развития в условиях высшего образования.

Леонюк Н.А., к.п.н.

УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина».

Республика Беларусь, г. Брест

 

В современном мире, где возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, занятых в наукоемких отраслях промышленности, залогом успешного трудоустройства становится высшее образование. Для людей с ОПФР профессиональное образование является еще и действенным механизмом повышения социального статуса, обеспечения экономической независимости и интеграции в общество.

В качестве основной причины немногочисленности студентов с ОПФР, Ярская-Смирнова Е.Р. называет отсутствие специальных условий обучения для этой категории студентов в вузе. Специфика, вызванная наличием у человека ограничений жизнедеятельности, задает специальные образовательные потребности и требует технических средств, особого содержания и методов обучения, а также медицинских, социальных, психологических  и иных услуг. Для учета этих потребностей необходимо, с одной стороны, сделать доступной среду вуза для людей с ОПФР, а, с другой стороны, адаптировать к ней человека с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению Сафоновой Ю. А. ,  процесс адаптации к вузовской среде у студентов с ОПФР затруднен в связи с преобладанием в их жизни  роли «инвалид». В поведении это может проявляться тенденциями к самоизоляции, манипулированием окружающими за счет дефекта. Среда вуза, неадаптированная к потребностям людей с ОПФР, усиливает их фиксацию на дефекте и способствует закреплению неконструктивного поведения. Для многих молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, поступление в вуз — первый опыт взрослой интеграции и модель взаимодействия с другими людьми, сформировавшаяся у них в вузе, будет транслироваться в профессиональном сообществе. Профессионал, идентифицирующий себя преимущественно как инвалид, не может в полной мере реализовать свой творческий потенциал[1, с.24].

Актуальность осуществления социально-психологического сопровождения студентов из числа лиц с ОПФР определяется следующими противоречиями: между общественной потребностью в создании условий социальной адаптации лиц с ОПФР и несовершенной системой их сопровождения в условиях образовательного пространства университета;  имеющимся потенциалом психолого-педагогических и социально-психологических средств социально-психологического сопровождения лиц с ОПФР в условиях классического университета и недостаточной научно-теоретической и практической его разработанностью, наличием минимального количества методических материалов для всех участников социально-психологического сопровождения.

Одним из  условийэффективного социально-психологического сопровождения студентов с ОПФР является преодоление стереотипа в сознании преподавателей и студентов, общества в целом, что лица с особенностями психофизического развития должны обучаться в специализированных учебных заведениях. Такой взгляд, как правило, формируется на изживших себя представлениях о том, что «нужно спрятать, забыть о существовании некоторых незначительных групп людей».

Интеграция студентов с ОПФР, по мнению   Кантора В.З., значительно более распространена только на уровне учебной деятельности, при которой интенсивные связи между студентами с ОПФР и остальными студентами устанавливаются и реализуются лишь в рамках собственно учебного процесса. Применительно к остальным областям студенческой активности (досуговой, общественной) лица с ограниченными возможностями здоровья оказываются словно бы «вынесенными за скобки». Достаточно часто встречается и своего рода «нулевой» вариант: студенты-инвалиды не имеют сущностных взаимосвязей с другими студентами и в условиях учебного процесса и «стоят особняком» даже как субъекты учебно-образовательной деятельности.

Студенты с ОПФР больше подвержены, чем здоровые студенты, эмоциональному переживанию, которое мешают адаптироваться, разрушаютпривычные жизненные стереотипы,  порождает  состояние  эмоционального дискомфорта  и  выраженный  хронический  стресс. Мамот В. А. указывает на значимость развития социального интеллекта улюдей с ограниченными возможностями здоровья, овладение ими способами  эффективного  взаимодействия  с другими  людьми. Главными  проблемами включения  в  социумявляются  эмоциональные  — тревога, депрессия, трудности выражения своих эмоциональных  состояний,  импульсивность,  трудности при необходимости быстрого и гибкого реагирования в нестандартных ситуациях [2, с. 95–104].

В ходе эмпирического исследования нами были выявлены у студентов с ОПФР трудности в налаживании взаимоотношений с одногруппниками и преподавателями, отсутствие коммуникативных умений работы в коллективе, наличие психологического дискомфорта в группе.Большая часть студентов с ОПФР отметили неудовлетворенность выбранной профессией, и отсутствие желания работать в дальнейшем по выбранной специальности. Со стороны студентов-коллег было указано на отсутствие компетенции по взаимодействию со студентами с ОПФР, как одну из причин нарушения эффективного взаимодействия  между ними и как следствие сложностей в адаптации и интеграции студента с ОПФР в студенческую среду.

Анализ полученных результатов позволил выявить противоречие между особыми потребностями студентов с ОПФР в создании оптимальных условий обучения и наличием этих условий в ВУЗах. Вместе с тем, адаптированность отдельного индивида в современных условиях является фактором, обеспечивающим оптимальное  функционирование общества в целом. Создание доброжелательной атмосферы в учебных группах, организация учебного процесса с учетом особенностей студента с ОПФР, формирование позитивного социального портрета студентов с ОПФР у студентов нормального развития, являются предпосылками к формированию у студентов с ОПФР желания успешно осваивать учебный материал, и в дальнейшем эффективно работать по выбранной специальности.

Для эффективного сопровождения требуется формирование необходимых знаний, умений и навыков по организации и осуществлению взаимодействия со студентами с ОПФР. Также есть необходимость организации работы со студентами с ОПФР по формированию у них устойчивого представления о себе как о равноценном человеке, который на равных условиях может участвовать в жизни универ­ситета и общества.

Создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата в учебных группах и образовательном учреждении, развитие социальной толерантности является весомым фактором для организации социально-психологического сопровождения студентов с ОПФР. Благоприятный психологический климат создаётся в образовательной практике, в частности, посредством доброжелательного тона межличностного общения, мотивированной оценки преподавателем образовательной деятельности студентов с ОПФР. При наличии дискриминации, нетерпимости процесс обучения студентов с ОПФР фактически невозможен. Основой толерантного отношения к студентам с ОПФР выступает знание об особенностях их личности, имеющемся у них потенциале, способностях и задатках. Это позволит не только понять поведенческие мотивы таких студентов, предугадать появление возможных психоэмоциональных реакций на внешние действия, но и развивать индивидуальность студента, находить правильное решение сложной жизненной ситуации [3, с.176].

Основой социально-психологического сопровождения является создание единая образовательная среда учреждения высшего образования, что предполагает создание такого взаимодействия участников сопровождения, где каждый будет иметь возможность обсуждать свои мысли, проблемы, возможности, личностные особенности в атмосфере уважительности, открытости и поддержки.

 

Литература

  1. Сафонова, Ю.А. Проективная модель формирования социальной идентичности студентов-инвалидов в вузовской среде: социально-философский анализ : автореф. дис... канд. фил. наук : 09. 00. 11 / Ю.А. Сафонова; МГТУ им. Н. Э. Баумана. – М., 2011. – 24 с.
  2. Мамот, В.А. Выбор методик исследования психологического статуса инвалидов с нарушениями зрения в условиях реабилитационного центра / В.А. Мамот // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 4. – С. 95–104.
  3. Шуйских, М.А. Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗе / М.А. Шуйских // Инклюзивное образование: методология, практика, тех­нологий : материалы междунар. научн.-практ. конф. г. Москва, 20-22 июня 2011 г. / Моск. гор. психол.-педагог. ун-т; редкол.: С.В. Амхина [и др.]. – М. : МГППУ, 2011. – С. 176.