«Коррекция страхов у детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

Гуляева Е.А.,

МБДОУ «Детский сад №16 «Дубок»,

Российская Федерация, г. Йошкар-Ола

 

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

По мнению А.И. Захарова, детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и, в целом, являются признаком неблагополучия [5, с. 23].

Божович А.В. считает, что  психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек­тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг­ностики невротических страхов [2, с. 14].

Страх – неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или столь сильной, что приведет нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим, испытывать страх, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от нее, все равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети [5, с.4].

В исследованиях Л. Миллера и М. Руттера подчеркивается, что страхи  являются естественным состоянием у детей от 2 до 6 лет и в среднем их бывает три, тогда как почти у 50% детей в возрасте от 6 до 12 лет бывает 7 различных видов страхов. Однако, как показали исследования Л. Миллера и его сотрудников, родители не обращают на эти страхи внимания, считая их нормальными, за исключением тех ситуаций, когда они имеют социальные основания [1, с.91].

Страхи у детей часто бывают преходящими и длятся от одной до нескольких недель. У некоторых детей, однако, страхи сохраняются или превращаются с возрастом в более реалистические опасения. Длительные страхи могут явиться следствием более высокого уровня тревожности. Страхи у детей более поддаются терапии, нежели у взрослых, однако, более чем у половины детей даже при улучшении состояния, тревоги сохраняются. При активной терапии страхов вероятнее и быстрее добиться результата у маленьких детей, чем у старших, но даже в этом случае у 7% детей сохраняются серьезные страхи [1, с.97].

Тревожное расстройство при разлуке особенно свойственно маленьким детям, зависящим от опекающих их лиц, и возникает в связи с тем, что они переживают ряд характерных страхов в период своего развития – страх потерять мать, страх быть потерянным или уничтоженным, страх одиночества, страх переезда, страх разлучиться с родителями, страх темноты. Когда наступает необходимость расставаться с родителями и идти в школу, развивается синдром школьных страхов или отказ от посещения школы. Нередко предчувствие разлуки влечет за собой возникновение различных болезненных расстройств (головные боли, тошнота, рвота), не связанных с соматическими заболеваниями. В некоторых случаях возникают вспышки раздражения с плачем и требованиями не оставлять одного дома.

Описываемые расстройства развиваются от дошкольного возраста до 18 лет, а продолжительность этих состояний не менее 2 недель [1, с. 93].

Обратимся к динамике страхов в дошкольном возрасте. Прежде всего, обращает на себя внимание своеобразие динамики страхов.

Начиная с 4 лет, идет нарастание числа страхов вплоть до начала обучения в школе. Это можно объяснить все еще продолжающимся в этом возрасте доминированием инстинктивных страхов над социальными. Инстинктивные страхи – это преимущественно эмоциональные страхи, когда страх выступает как эмоционально воспринимаемая угроза для жизни. В то же время основной источник страхов лежит в сфере взаимоотношений между родителями и ребенком. Свидетельством тому служит значительное падение числа страхов у 7-летних детей, поступивших в школу в сравнении с их одногодками дошкольниками. Очевидно, что опыт социального общения у таких детей явно больший, что способствует проявлению всей палитры эмоций, адекватному восприятию удач и неудач, более гибкому поведению ребенка. Таким образом, роль активизатора снижения страхов по остроумному замечанию А.И. Захарова выполняют не транквилизаторы, а общение со сверстниками и собственная активность родителей, поддерживающих инициативу детей [5, с. 161].

Откуда берутся страхи

  1. Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!».
  2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.
  3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними [7, с.132].

Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой. Обратимся к таблице «Детские страхи (норма)». Здесь приведены данные исследования М. Кузьминой [8, с. 9].

 

Название страха

Мальчики

Девочки

3

4

5

6

7 (дошколь

ники)

3

4

5

6

7 (дошколь

ники)

1. Остаться дома в одиночестве

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

2. Нападения

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

3. Заболеть, заразиться

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

4. Умереть

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

5. Смерть родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Чужих людей

*

 

 

*

 

 

*

 

*

*

7. Потеряться

*

*

 

 

 

*

*

 

 

 

8.Мамы и папы

 

 

*

 

 

 

 

*

*

 

9. Наказания

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

10. Баба-Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и т.д.

*

*

*

 

 

*

*

 

 

 

11. Страшных снов

 

*

 

*

 

 

*

*

 

*

12. Темноты

*

*

 

*

 

*

*

 

 

*

13. Животных

 

*

 

*

 

 

 

*

 

 

14. Транспорта

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

15. Стихийных бедствий

*

 

 

 

*

 

 

*

 

*

16. Высоты

 

 

*

 

*

 

 

 

*

*

17.Глубины

 

 

 

 

*

 

 

 

*

*

18. Маленьких тесных помещений

 

 

 

 

*

*

 

*

 

 

19. Воды

 

*

 

 

 

 

*

*

 

 

20. Огня

*

 

 

 

 

*

*

 

 

*

21. Пожара

 

*

 

 

*

 

*

 

 

 

22. Войны

 

 

*

 

 

 

 

 

*

 

23.Больших помещений, улиц

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

24. Врачей

*

 

 

*

 

*

 

 

*

 

25. Уколов

*

 

*

 

 

*

 

 

*

*

26. Боли

 

 

 

 

*

 

 

*

*

 

27. Резких громких звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые обычно испытывают дети соответствующего возраста.

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии.    Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов. Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа важное условие для избавления от страхов. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его [4, с.99].

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов - вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

 

Список литературы

  1. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! //Дошкольное воспитание. 1994. №9. С.66- 68.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2-е, стереотипное.  М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997.  351 с.
  3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Питер, 2001. 278с.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М.: Генезис, 2001. 128с.
  5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.  СПб.: Речь, 2005. 320 с.
  6. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии //Современная семья: проблемы и перспективы. 1994. 114 с.
  7. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. 160 с.
  8. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог. 2000. №25. с.8-10.
  9. Офицерова Е.В. Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста /Сообщество взаимопомощи учителей. Режим доступа. URL : http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4239 (дата обращения: 14.12.2014).
Светлана (не проверено)
Понравилось!!!

Очень четко изложен материал, и будет понятен родителям!!!Молодец!

Жанна (не проверено)
Моя тема....

Тема прям про меня. Я в детстве тоже испытывала страхи.... Очень полезная статья, сама стала мамой, поэтому учту все данные рекомендации. Супер

Гость (не проверено)
на мой взгляд статья довольно

на мой взгляд статья довольно таки интересная и проблема страхов у детей актуальна для современного общества.спасибо за информацию по данной теме!

Гость (не проверено)
Спасибо за полезную

Спасибо за полезную информацию.

Ефремова Елена ... (не проверено)
Коррекция страхов

Очень нужный практический материал.

Елена Борисовна (не проверено)
Коррекция страхов

Очень интересный практический материал.

Тема заблокирована