Обогащение временной трансспективы самопроектирования личности

Зазимко О.В.,

Институт психологии имени Г.С.Костюка НАПН Украины,

Украина, г. Киев

 

Целостное представление субъекта о собственном прошлом и будущем, сосуществующих в данный момент, отражается на самопроектировании человеком своей жизни и себя самого. Особенности самопроектирования, как способности личности действовать исходя из собственного замысла, более целесообразно изучать в рамках «временной трансспективы», которая в психологической науке в силу задействования в ней большого спектра психических механизмов разработана несколько меньше, чем «временная перспектива». Термин «временная трансспектива» впервые был предложен В. Ковалевым (1979) и означает обзор индивидом течения времени собственной жизни в любом направлении, на любом участке его протяженности.

Смежные понятия «временная перспектива» и «временная трансспектива» позволяют в различных аспектах охарактеризовать личность как дискурсивного субъекта самопроектирования. Акцент в понимании «временной трансспективы» ставится на феномен временной децентрации, при котором человек способен взглянуть на свою жизнь из любой временной позиции. Дискурс, рожденный в пределах временной перспективы, отталкивается от реалий настоящего, сквозь которые происходит интерпретация прошлого и предвидение будущего; в дискурсивных практиках, охватывающих временную трансспективу, личный временной центр может быть перенесен с момента хронологического настоящего в любой другой момент прошлого или будущего. Сквозное видение с настоящего в будущее и прошлое, из прошлого в настоящее и будущее, из будущего в настоящее или прошлое, позволяет охватить полный жизненный хронотоп, в котором каждая из временных зон рассматривается как часть единой временной структуры.

Самопроектирование личности предусматривает применение дискурсивных практик, которые, оформляясь в определенный дискурс, предоставляют очертание проекта своей личности, задают его направление, характеризуя человека как автора себя и своей жизненной истории. Границы понятия «временной трансспективы» расширяют возможности исследования способов формирования дискурсивных практик самопроектирования личности и, в случае необходимости, позволяют изменить устоявшийся дискурс, «переместившись» в наиболее благоприятный для этого событийный момент становления личности. Обогащение собственной временной трансспективы является катализатором изменений личности.

Личностные проекты, зависимо от уровня личностного развития человека, могут иметь разную ориентированность [3]. «Выбор» человеком того или иного вида проекта личности обусловлен его картиной мира, представленностью и значимостью в ней субъективного времени и пространства. Обогащение жизненного опыта человека в течение жизни способствует формированию его собственных представлений о времени, о протяженности жизни, о изменчивости личности. Структуры опыта в виде пространственно-временных форм руководят реализацией замыслов личности.

Представление человека о пространственно-временных характеристиках собственной картины мира обусловлены социокультурным контекстом его жизни, а само время в его сознании приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры. Определенная культура характеризуется собственными доминирующими дискурсами, смыслы которых определяют содержание проекта личности.

Личностные проекты могут основываться и на собственно порожденных индивидом смыслах, в чем то отличных от заданных социокультурной средой, или хотя бы переосмысленных значимостей современной цивилизации. Собственные смыслы являются не только регуляторами деятельности человека, но и составляющей структуры его личности.

Выход человека из пространственно-временных рамок, очерченных культурой его времени, является непростой задачей для личности, которая вынуждена ежедневно решать рутинные будничные дела. Культура предлагает готовые стандарты личности, «понятные» землякам в пространстве своего времени. Поэтому, соответственно, в представлении людей проектируется собственная личность преимущественно по социальным ориентирам, что обуславливает доминирование дискурсов ремейков типа [2].

Личностные проекты с собственными смыслами строятся с помощью оригинальных дискурсов, предусматривающих «создание собственного» времени. При определенных условиях, среди которых не последнее место занимают психологические особенности, человек может быть не в состоянии строить собственное время. В таком случае он становится подвластным тем пространственно-временным характеристикам, которые транслируются культурой и близким окружением. Процесс подчинения человека времени трактуется как социализация личности, которая является практикой, пренебрегающей индивидуальностью [1].

Собственное время становится возможным при наличии собственного замысла, удержанию которого способствуют дискурсы с рефлексией существующей ситуации и собственных возможностей с сопоставлением предполагаемых последствий с поставленными целями-ориентирами.

Психологические исследования процесса рефлексии показывают, что эта форма мышления локализуется в его дискретных паузах. Новые смыслы продуцируются в незаполненных действиями и поступками местах. Эти места являются достаточными и необходимыми для простых форм осознания себя [1]. Косвенные указания на важность зазоров во внутреннем или внешнем дискурсе можно найти в работах М. Мамардашвили (1995), который указывал, что смысл есть остановка и изымается он дискретным образом относительно того, что является бесконечным и эмпирически неохватным; П. Гальперина (1998), который отмечал, что решение проходит не в момент ожесточенного действия; и многих других исследователей творческого мышления, утверждающих, что для творческого решения необходимо «отключить акты сознания».

Тип мышления (движение, мысль) в собственном приостановленном времени В. Зинченко называет «живым». Его отличает именно чувствительность к ситуации и к собственному выполнению задач. Размышления автора приводят к понятию «свободного духа», преодолевающего вынужденность механического движения, движения по выбранному однажды из имеющихся социокультурных образцов социально ориентированного проекта собственной личности. Понятие «духа» автор противопоставляет сознательной рефлексии [1, с.53], признавая, что дух более чувствителен к времени по сравнению с сознанием.

Безусловно, рефлексия как преимущественно сознательный акт, часто не позволяет дистанцироваться от биологических, социальных, культурных, исторических давлений. Все, что социально обосновано, представляется «благоразумным». Но, с другой стороны, всегда возникал протест против действительности, а заодно и против мнения, что ее оправдывает. Источник этого протеста исследователи ищут в специфическом неинтелигибельном типе опыта: опыт морального признания (Кант), опыт принуждения (Гегель), бытие к смерти (Хайдеггер). Трансценденция этого опыта проявляется не в рефлексии, а в форме интенсивности.

Непродолжительный отход от реального времени с интенциональным погружением в определенную точку прошлого, настоящего или будущего условно назовем «момент интенсивности». В такие моменты время для человека теряет свою протяженность, отходит от трехмерного континуума и сливается с пространством: «здесь и сейчас». Эти моменты правомерно называть событиями, в которых происходит трансцендентирование, направленное на признание чего-то или кого-то. Человек погружается в пространство согласованных смыслов, в пределах которых, чаще всего несколько позже в реальном времени, может произойти интенсивное рефлексирование, что является условием дискурсивных практик самопроектирования. Дискурс самопроектирования, если он происходит в «собственном времени» насыщается уникальными личностными смыслами. Впрочем, он, все же, ограничивается пространством взаимодополняющих смыслов интенций события рефлексирования.

С помощью мыслительных практик «моментов интенсивностей» появляется возможность «переноса» в пространство других смыслов, что достаточно часто провоцирует культура постмодернистского типа. Отметим, что культура «предлагает» человеку достаточно большое количество таких моментов, на которых «сознание не успевает останавливаться», поэтому частым результатом переживания «моментов интенсивностей» является не порождение собственных смыслов, а «проглатывание» или игнорирование транслируемых.

«Моменты интенсивностей» дарит не только культурный дискурс, они могут актуализироваться человеком, когда он «путешествует» своей жизненной трасспективой. Впрочем, они также не всегда завершаются порождением новых смыслов своей личности и жизни. Время только поверхностно пробегает по смыслам, распределяя их на смыслы, что остались в прошлом, или смыслы, которые всегда актуальны, либо смыслы «на потом».

Итак, рефлексия осуществляется в рамках определенных смыслов, расширение которых возможно с помощью интенционального перемещения в другой часовой момент «здесь и теперь». Если же случается событие, которое можно проинтерпретировать как интенциональность, то время и пространство, встретившись в одной точке, в которой есть неуловимые различия между формой и содержанием, наталкивают человека на порождение собственного дискурса, от которого начинается собственное время. Такие дискурсы могут носить локальный (относительно определенной жизненной ситуации), отраслевой (применительно к определенной сфере жизни) или тотальный (изменение смысла или ценностей жизни) характеры.

«Моменты интенсивностей» как остановка мышления чаще всего возникают в кризисные периоды жизни или самоопределения, в периоды прохождения различного рода конфликтов, т.е. когда возникает необходимость возобновления/создания проекта личности. Моменты «остановки мышления» достаточно редко вербализируются даже во внутреннем диалоге. Дальнейшее движение мышления может воплотиться в определенную дискурсивную практику, которая может быть озвучена себе или другим в той степени, в которой человек считает нужным.

Итак, выход человека на оригинальный личностный проект требует временного ухода от рефлексивного отношения к миру, другим, себе и поднятия на другой уровень – уровень экзистенциальной чувствительности, на котором, при условии собственного самопроектирования, в дальнейшем реализуются рефлексивные мыслительные практики.

Уникальные личностные проекты на стадии порождения предусматривают обогащение временной трансспективы человека, позволяющего расширить пространство смыслового постижения действительности. Трансспективность может расширяться с помощью понимания, интерпретации, осмысления или «присвоение» разных миров: собственного, который вырисовывается из жизненного опыта и отражает события собственной жизни, и других, которые присваиваются в процессе жизни и включают в себя события окружающего мира, не относящихся человеку.

Собственный опыт человека сохраняет значительное количество смысловых пространств, которые не всегда поддаются постижению, т.е. пережитое событие всегда оставляет скрытые смыслы. Сокрытие смыслов происходит с помощью «искривления», «искажения» воспоминаний или предвидений, предубеждений относительно себя в будущем. Регенерировать утраченные смыслы возможно лишь «находясь» в точке течения события, но и в ней, с помощью только рефлексирования невозможно выйти за пределы пространства уже установленных смыслов. Практики порождения/обогащения смыслов интенциируются эмоционально-интенсивными переживаниями, которые могут разорвать границы внутренней и внешней реальности, разрушив связи со слоями сознания, очистившись от наростов опыта и культуры, позволяют почувствовать, но вряд ли сразу вербализировать, утраченные в момент протекания события смыслы. Указанные переживания, отличные от опыта сознания, пробуждаются остановкой мышления в определенной трансспективной точке опыта. Но, неопределенные интенции не могут быть смыслами, это лишь интенции. Для порождения смыслов опять же нужно трансцендентное рефлексирование, которое очищено от артефактов знаний и предметной логики.

«Присвоение» других жизненных миров также способствует расширению собственной трасспективы, благодаря персонализированию других жизненных миров личностное время становится многомерным. Человеком присваиваются миры его современников, которые на основе эмпатийного отношения якобы входят в его психологический мир со своими пространственно-временными зарактеристиками, достраивают и дополняют его, так и исторических и вымышленных персонажей, что обеспечивается процессом ролевой децентрации, т.е. проекцией собственного «Я» в воображаемый мир другого.

Рефлексивное подражание опыту другого приводит к построению социально ориентированных личностных проектов. Только такие проекты возможны для лиц не старше подросткового возраста, поскольку они еще психологически не способны постичь свою временную перспективу. Понимание ими мифов, ритуалов, сказок, различных литературных произведений не как социальных конструктов, которые что-то изображают, а как других измерений, транслирующих другое пространство, позволяет расширить и обогатить смысловые ориентиры в определении себя в будущем. Уникальные проекты своего «образа-Я» основываются на порождении собственных смыслов за счет интенционального погружения в другое смысловое пространство, что интенциируется «моментами интенсивностей».

Список литературы

  1. Зинченко В.П. Время – действующее лицо // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 37-54.

  2. Сулимов В.А. Персона как вызов // Философские науки. – М.: Гуманитарий. – 2009. – № 12. – С. 45-55.

  3. Чепелева Н.В. Самопроектирование и развитие личности // Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України. – 2015. – Том ІІ: Психологічна герменевтика. – Випуск 9. – С. 4-17.