Социально-психологическая компетентность молодых педагогов во взаимодействии с учащимися подросткового возраста

Олифирович Н.И.,

Коптева С.И.,

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка,

Республика Беларусь, г. Минск

 

Ученые (О.Л. Жук [1], И.А. Зимняя [2], Д.А. Иванов [3], М.Д. Ильязова [4], М.Д. Лаптева [6], Н.А. Селезнева [7]), разработчики международной образовательной программы Tuning и образовательных стандартов высшего образования первой ступени к числу ключевых компетентностей относят социально-психологическую компетентность. Формирование данного вида профессионально значимой компетентности у будущих педагогов обеспечит реализацию таких принципов государственной политики в сфере образования, как интеграция в мировое образовательное пространство, экологическая направленность образования, приоритет гуманистического характера образования. Социально-психологическая компетентность педагогов является фактором повышения уровня их социальной активности, ориентации в современных методах воспитательного воздействия на учащуюся молодежь. То есть, она принципиально необходима педагогам для эффективно решения задач формирования нравственного, патриотического и профессионального самосознания учащихся в условиях модернизации современного общества. Объективная необходимость в педагогах, обладающих психологической компетентностью, детерминирована возрастающим уровнем нонсуверенного поведения учащейся молодежи (агрессивное и виктимное).

Таким образом, наличие у педагогов социально-психологической компетентности способствовать одновременному решению ряда задач:

  • подготовка конкурентноспособных специалистов, обладающих профессионально значимыми компетенциями;

  • приведение высшего образования в соответствие с требованиями современности;

  • экономия личностных ресурсов молодых специалистов при вхождении в профессиональную реальность;

  • оптимизация условий интеллектуально-личностного развития учащихся, проявляющих нонсуверенное поведение, и содействие развитию у них личностной суверенности, выражающейся в принятии позиции субъекта жизни, стремлении к персонализации в различных сферах жизнедеятельности и уважительном отношении к психологическому пространству личности других индивидов.

Социально-психологическая компетентность является профессионально важным личностным свойством педагогов, прежде всего, осуществляющих обучение и воспитание учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст открывает большие возможности для личностного развития человека (является сензитивным периодом развития личностной суверенности, самосознания, личностной автономии). Вместе с тем, именно в данном возрастном периоде человек становится наиболее уязвимым в отношении деструктивных воздействий и, вследствие этого, обладает повышенной предрасположенность к виктимной деформации личности и формированию паттернов ролевого виктимного поведения. Вследствие этого важное значение имеет конструктивность социально-психологических воздействий, оказываемых на подростков в различных социальных институтах, к числу которых относится школа.

Разработка практическими психологами системы образования программ развития социально-психологической компетентности должна осуществляться с учетом ее реального состояния у педагогов. В проведенном нами исследовании, направленном на изучение характеристик социально-психологической компетентности педагогов, приняли участие 50 человек (женского пола) среднеобразовательных школ Республики Беларусь. Средний возраст испытуемых составил 24 года. Диагностический инструментарий был представлен методикой «Коммуникативная и социальная компетентность (КОСКОМ-2)» В.Н. Кунициной.

Для большинства педагогов характерно понимание учащихся подросткового возраста на среднем уровне (80%). Низкий уровень понимания подростков выявлен у 16% испытуемых, а высокий – у 4% педагогов. Значит, знания психологических особенностей личности учащихся подросткового возраста отличаются недостаточной глубиной, системностью. У педагогов не всегда получается руководствоваться данными знаниями в реальных ситуациях взаимодействия с учащимися, а также интерпретировать поведение подростков, исходя из учета интегральных свойств их личности, а не ситуативных проявлений поведения.

Понимание педагогических ситуаций у 56 % педагогов выражено на среднем уровне. Низкий уровень понимания педагогических ситуаций выявлен у 28% испытуемых. Высокий уровень характерен для 16% педагогов. Таким образом, большинство педагогов в недостаточной степени владеют навыками ориентирования в нестандартных педагогических ситуациях взаимодействия с подростками, испытывают трудности в схватывании психологического смысла ситуации. Это находит выражение в систематически возникающих трудностях выявления психологического содержания проблемных ситуаций педагогического общения и способов их решения. Неспособность в достаточной степени определять психологическую специфику ситуаций осложняет мобилизацию нужных знаний и умений для ее решения.

Следует обратить внимание на то, что социально-психологическая компетентность большинства педагогов находится на низком уровне развития (52%). Средний уровень социально-психологической компетентности характерен для 44% испытуемых, а высокий уровень – для 4% педагогов. Следовательно, большинство испытуемых владеют на низком уровне умениями правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния учащихся подросткового возраста, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия. Им не свойственна высокая степень способности к идентификации с подростками. Они не владеют эффективными стратегиями предупреждения и разрешения педагогических конфликтов. Низкие показатели социально-психологической компетентности, на наш взгляд, связаны со сниженной активностью педагогов в межличностном взаимодействии со школьниками.

Вербальная компетентность педагогов также находится преимущественно на низком (40%) и среднем (44%) уровнях развития. Высокий уровень развития данного вида психологической компетентности в педагогическом взаимодействии определен у 16% педагогов. Такие педагоги имеют затруднения в уместном использовании высказываний, в выражении своих мыслей и чувств, учете контекста и подтекста высказываний, вариативности интерпретации информации, ориентации в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, использовании множественности смыслов употребляемых понятий, метафор в речи, построении монологической речи. Кроме того, им сложно формулировать сообщения учащимся с учетом их возрастных особенностей и позиций в общении (взрослый, родитель, ребенок по Э. Берну). Как следствие, могут иметь место непреднамеренное конструирование высказываний, оказывающих на подростков виктимизирующее воздействие.

Значит, знания по психологическим дисциплинам приняты молодыми педагогами на уровне осведомленности, в то время как сложные педагогические ситуации решаются на основе обыденного опыта.

Оперативная социальная компетентность у большинства педагогов представлена на низком уровне (60%). Для 36%характерен средний уровень оперативной социальной компетентности, для 4 % – высокий уровень. Значит, применение психологических знаний в широком спектре ситуаций педагогического взаимодействия не отличается пластичностью и вариативностью. Большинство педагогов также не проявляют общей высокой социальной ориентации, осведомленности, стремления к обновлению психологических знаний в соответствие с актуальными проблемами социальных отношений, а также недостаточно владеют широтой и требованиями современного репертуара ролевого поведения. Они испытывают трудности в оптимальном функционировании во внезапно усложнившихся ситуациях. Согласно В.Н. Кунициной, лица, обладающие низким уровнем оперативной социальной компетентности, могут быть охарактеризованы как не имеющие сложившихся сценариев поведения в типичных ситуациях взаимодействия с подростками, позволяющих быстро адаптироваться, принимать решения со знанием дела [5]. Учитывая характеристики социальной компетентности, приводимые Х. Шредер и М. Форверг, данных педагогов можно описать как не обладающих высокой социальной решимостью (готовность к общению) и влиятельностью (умение использовать свои психологические ресурсы для оказания влияния на других людей) [8].

Эго-компетентность у 68% педагогов представлена на среднем уровне, 28% – на низком уровне, 4% – на высоком уровне. Значит, большинству педагогов в средней степени присуще стремление к самоанализу, знание сильных и слабых сторон своей личности, своих индивидуально-психологических особенностей, способность к компенсации недостающих психических качеств и владение приемами эмоционально-волевой саморегуляции во взаимодействии с подростками.

Уровень развития коммуникативной компетентности большинства педагогов (52%) соответствует низкому. Средний уровень коммуникативной компетентности выявлен у 44% педагогов, высокий уровень – 4%. Полученные данные позволяют заключить, что педагоги на низком уровне владеют искусством комплимента, то есть неадекватно реагируют на комплименты со стороны подростков и испытывают трудности в подчеркивании сильных сторон личности учащихся, выражении положительной оценки их деятельности и поведения. Умения подчинять беседу с учащимися подросткового возраста решению не только учебных, но и воспитательных задач сформировано на низком уровне. Кроме того, коммуникабельность, психологическая подстройка к индивидуальности подростков, фасилитация (облегчение) их самораскрытия не выражены в достаточной степени в педагогическом взаимодействии, что может затруднять персонализацию подростков в учебной деятельности и общении с педагогом.

Коммуникативно-личностный потенциал большинства педагогов отличается средним уровнем (60%), 36% – низким уровнем и 4% – высоким уровнем. Значит, многие педагоги способны выбирать соответствующие ситуации средства и стиль общения, понимать контекст высказываний учащихся и предвидеть их намерения, мотивы поведения. Они отличаются умениями устанавливать коммуникативный контакт с подростками и располагать их к доверительной беседе. Поскольку коммуникативно-личностный потенциал, как считает В.Н. Куницина, является основой социального интеллекта [5], то можно предположить, что большинство молодых педагогов обладают социальным интеллектом и коммуникативной совместимостью, которые при владении социально-психологическими техниками позволят им быть успешными в педагогическом взаимодействии.

Подводя итог, можно представить психологический портрет молодого педагога, с точки зрения сформированности у него компетентности во взаимодействии с подростками, который должен быть учтен практическими психологами при разработке мероприятий психопрофилактической и коррекционно-развивающей направленности: способен понимать учащихся подросткового возраста и ситуации педагогического взаимодействия; эго-компетентен; имеет коммуникативно-личностный потенциал, обладает низким уровнем социально-психологической, вербальной, оперативной социальной и коммуникативной компетентностей. При этом следует отметить, что приведенные данные отражают состояние социально-психологической компетентности молодых педагогов во взаимодействии с «усредненным» подростком, который в сознании педагогов связывается с трудновоспитуемостью, негативизмом, конфликтностью, стремлением к автономии. Соответственно характеристики указанного вида компетентности молодых педагогов будут варьировать при ее рассмотрении применительно к взаимодействию с такими категориями учащихся подросткового возраста, как агрессивные и виктимные.

Список литературы

  1. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход: монография / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – 336 с.

  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 20 с.

  3. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

  4. Ильязова, М.Д. Инвариантная структура социально-психологической компетентности субъекта деятельности / М.Д. Ильязова, Д.Ю. Туленбергенова // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 2. – С. 56–57.

  5. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

  6. Лаптева, М.Д. О способах и механизмах формирования компетентности социального взаимодействия / М.Д. Лаптева // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 2. – С. 154–158.

  7. Селезнева, Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект / Н.А. Селезнева // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 4. – С. 36–45.

  8. Shroder, H. Structur interpersonaler Fahigkeiten / Н. Shroder // Vorwerg, M., Shroder, H. Personlichkeitspsychologische Grundlagen interpersonalen Verhaltens. Band 1 / М. Vorwerg, Н. Shroder. – Leipzig : Karl-Marx Univ,1980. – S. 98–275.