Актуальные проблемы осуществления регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля

Ширшов А.С.

АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», г. Йошкар-Ола

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является наиболее проблемным комплексом отраслей экономики России. Учитывая его высочайшую социальную значимость, все большее значение и актуальность приобретает осуществление государственного жилищного надзора.

Для осуществления указанных полномочий в субъектах РФ сформированы органы государственного жилищного надзора (далее - ГЖН). В настоящее время деятельность органов ГЖН определяется широким перечнем нормативных актов. Наиболее характерными из них являются Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016)[1] (далее - ЖК РФ) и Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (ред. от 20.06.2016) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре»)[2].

Необходимость усиления ГЖН и изменение порядка его осуществления выступили причиной внесения изменений и дополнений в ЖК РФ. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [3] предусматривается обязательное лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД. Данные изменения должны позволить очистить сферу ЖКХ от предприятий и организаций, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, предусмотренные договорами управления МКД, и обеспечить конкурентную среду.

Однако, указанные изменения способны привести к противоположным последствиям. Так, нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД согласно ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017)[4] (далее - КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Для субъектов малого предпринимательства, какими является большинство УК, указанная сумма является значительной и может привести к банкротству организации. Данная тенденция способна вызвать исчезновение большого количества УК и привести к монополизации рынка.

Во избежание указанных последствий необходимо исключить формальный подход при проведении проверок и обеспечить всестороннее рассмотрение степени ответственности должностных и юридических лиц.

Кроме того, при осуществлении ГЖН и лицензионного контроля важно наладить взаимодействие между органом ГЖН и органами муниципальной власти. Особенно ярко необходимость такого взаимодействия проявляется при пресечении нарушений, связанных с осуществлением собственниками помещений в многоквартирных домах самовольных перепланировок и переоборудования. Согласно ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями»[5]. По результатам проверок, проводимых органами ГЖН, в случае выявления фактов самовольной перепланировки и (или) переоборудования жилого помещения собственник данного жилого помещения привлекается к административной ответственности по указанной выше статье. Кроме того, он получает предписание органа ГЖН об устранении выявленных нарушений. Неисполнение такого предписания в срок, отведенный для устранения нарушений, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль». Однако, согласно ч. 1 указанной статьи невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей.[6] Учитывая, что устранение нарушений, связанных с самовольной перепланировкой (переоборудованием) жилого помещения, требует проведения значительных ремонтных работ (в случае приведения жилого помещения в прежнее состояние) либо влечет длительную процедуру рассмотрения данного вопроса в суде (если жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии в соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ), собственники зачастую систематически игнорируют полученные предписания, предпочитая оплачивать несущественные штрафы, чем проходить вышеперечисленные процедуры. В ч. 5 ст. 29 ЖК РФ определено, что если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в разумный срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние[7]. При этом необходимо принять во внимание, что согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления[8]. Следовательно, привлечение к ответственности собственника помещения и выдача предписаний об устранении нарушений законодательства относится к полномочиям органа ГЖН, а направление в суд соответствующего искового заявления – к полномочиям органа местного самоуправления. Указанный факт требует тесного взаимодействия данных органов, своевременного и детального исполнения возложенных полномочий каждым из них.

Значительной проблемой при осуществлении ГЖН и лицензионного контроля является недостаточная штатная численность органов ГЖН. Так, нормативная штатная численность Департамента ГЖН Республики Марий Эл, рассчитанная на основании Приказа Госстроя РФ от 07.07.1999г. № 4 «Об утверждении «Методических рекомендаций по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации»[9], составляет 36 единиц должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, в то время, как утвержденная предельная численность согласно Постановлению Правительства Республики Марий Эл от 16.05.2016 № 217 (в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.11.2016 № 501) «Вопросы осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Марий Эл»[10] определена в количестве 14 единиц, включая руководителей, делопроизводителей и бухгалтеров. Таким образом, нагрузка на штатную единицу Департамента ГЖН РМЭ почти в три раза превосходит нормативную, что не может не сказаться на качестве выполнения возложенных обязанностей. Соответственно, причиной большинства нарушений, допущенных при рассмотрении обращений граждан и осуществлении ГЖН и лицензионного контроля, является не формальный подход должностных лиц Департамента ГЖН РМЭ, а их критическая перегруженность. Следовательно, необходим пересмотр предельной численности Департамента в сторону значительного увеличения.

Наряду с вышеперечисленными проблемами серьезную озабоченность вызывает существенный рост числа обращений граждан в органы ГЖН и лицензионного контроля. С одной стороны, это вызвано возрастающей правовой грамотностью населения, возникновением и распространением электронных порталов. Безусловно, данные явления являются позитивными. Однако, зачастую граждане обращаются напрямую в надзорные и контролирующие органы, минуя непосредственно исполнителей жилищно-коммунальных услуг, не обращаясь в управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации и т.д., стремясь ускорить решение существующих вопросов. Надзорные органы превращаются, по сути, в связующее звено между организациями ЖКХ и населением, своеобразную диспетчерскую службу, что, конечно же, отрицательно сказывается на эффективности данных органов.

Для решения указанного вопроса принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[11]. Теперь согласно п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 05.12.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[12] основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены). Однако, данный закон не устраняет проблему применительно к органам, осуществляющим региональный ГЖН и муниципальный контроль. Всестороннее решение вопроса может быть достигнуто расширением действия указанных выше положений на региональные и муниципальные органы власти.

 

Список использованных источников и литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 05.12.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (ред. от 20.06.2016) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре») // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

7. Приказ Госстроя РФ от 07.07.1999г. № 4 «Об утверждении «Методических рекомендаций по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

8. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.05.2016 № 217 (в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.11.2016 № 501) «Вопросы осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Марий Эл» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

 


[1] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[2] Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (ред. от 20.06.2016) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре») // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[3] Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[4] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[5] Там же

[6] Там же

[7] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[8] Там же

[9] Приказ Госстроя РФ от 07.07.1999г. № 4 «Об утверждении «Методических рекомендаций по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[10] Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.05.2016 № 217 (в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.11.2016 № 501) «Вопросы осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Марий Эл» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[11] Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

[12] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 05.12.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»