Взаимосвязь прокрастинации и представлений о времени в юношеском возрасте: теоретический аспект

Кишея И.Л.,

Михеева А.В.,

Барановичский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Барановичи

С развитием информационных и компьютерных технологий, ускорением ритма жизни, наличии постоянного потока информации, необходимости идти в ногу со временем, успевать и быть в курсе событий, все больше и больше людей в настоящий момент времени сталкивается с таким интересным психологическим феноменом, как прокрастинация.

Изначально слово «прокрастинация» образовалось от латинского корня, значение которого – «откладывать на завтра». Прокрастинация (Procrastination) с английского языка переводится как «задержка», «откладывание».

Первые научные исследования в этой области были предприняты на Западе. Годом возникновения этого феномена считается 1977 г. Понятие было введено П. Рингенбахом для описания склонности откладывать важные дела. В работе «Прокрастинация в жизни человека» он предпринял попытку психологического осмысления данного явления [3, с. 22].

Ряд ученых во главе с П. Стиллом отмечают, что «синдром завтра» существовал в истории человечества всегда, что доказывают исторические документы, однако ранее ученые не уделяли должного внимания данному феномену [7, с. 1105].

Изучением данного явления занимались А. Эллис, Дж. Бурка, Л. Юэн, которые работали над созданием способов профилактики и коррекции прокрастинации. Стенли Милграм, в свою очередь, называл прокрастинацию – «болезнь современности».

Т. Пичил в своей книге «Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией» приводит такое определение данного феномена: «прокрастинация – это преднамеренная задержка выполнения намеченного действия, несмотря на осознание того, что это может навредить эффективности выполнения задачи, или того, что человек думает о задаче или о себе самом» [5, с. 13].

Также он отмечает, что данный феномен является преднамеренным и довольно произвольным уклонением от запланированных действий, даже если человек знает, что вполне мог бы действовать в соответствии с прежними планами. «Ничто не мешает действовать по плану, кроме нежелания действовать».

В целом необходимо отметить, что интерес к изучению прокрастинации в отечественной психологии возник несколько позже, в сравнении с западной психологической наукой. В отечественной науке проблема прокрастинации стала предметом психологического изучения позже, лишь в конце 90-х годов и сегодня представлена немногочисленными исследованиями (Е. Л. Михайлова, Я. И. Варваричева, Н. Карловская и др.) [2, с. 58]. Так, в свою очередь, отечественный психолог Е.П. Ильин определяет прокрастинацию как «склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел».

По данным психологов, устойчивая прокрастинация имеется у 15–25% людей. Причем, как показывают лонгитюдные исследования, за последние 25 лет уровень прокрастинации у населения повысился [5, с. 18].

Ученые выделяют немалое количество факторов формирования прокрастинации. Н. Фьоре считает тревожность и страхи важнейшими личностными характеристиками, провоцирующими прокрастинацию.

В. С. Ковылин получил данные о взаимосвязи прокрастинации с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, опытом прошлых неудач в выполнении данной работы, что может вызывать у человека тревогу, страх, особенно если результаты деятельности будут оцениваться [3, с. 24].

О. О. Шемякина считает, что прокрастинация является защитной реакцией на различного рода страхи: страх неудачи, страх оценки, страх потери самостоятельности и контроля над ситуацией, страх перед успехом.

Однако если обратить внимание на само определение «прокрастинации», (перевод этого слова с латинского или английского языка), то станет очевидно, что одним из факторов формирования прокрастинации становятся представления о времени, восприятие времени.

Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга [1, с. 71].

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, наиболее важными являются слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие времени зависит также от характера деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивации, установок и ожиданий приятных или неприятных событий, а также множества других фактором [4, с. 232].

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее (выдвигается она на первый план в процессе взросления человека), снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором — оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.

Одним из сензитивных периодов становления осознанной способности управлять собой, ситуацией и своей жизнью является студенческий период – время подготовки человека к будущей жизни. Именно в этом возрасте личность начинает впервые осознавать, что за пределами студенчества неизбежно возникнет необходимость самостоятельно выстраивать свою жизнь и нести персональную ответственность за настоящее, прошлое и будущее.

Если ребенок живет преимущественно настоящим, то юноша – будущим. Подростки еще воспринимают время дискретно, оно ограничено для них непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется буквальным, непосредственным продолжением настоящего. В юности же временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Это связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и с ростом потребности в достижении [6, с. 349].

В связи с чем, по имеющимся данным, прокрастинация является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. От 46 до 95% учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами.

В целом можно отметить, что в юношеском возрасте фактор времени впервые осознанно проявляется в самосознании, т.к. с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, потом продолжаемся и во взрослом, и в пожилом возрасте. Развитие временных представлений связано с умственным развитием и изменением общей жизненной перспективы.

Таким образом, обобщая можно сделать вывод о том, что одним из наиболее важных факторов возникновения прокрастинации в юношеском возрасте является представление о времени. Это связано с психологическими особенностями взросления человека, а также особенностями развития восприятия и мышления в юношеском возрасте.

Также, на основе выше рассмотренного можно заключить, что прокрастинация оказывает как психологическое, так и соматически негативное влияние на человека и его здоровье, вызывая постоянный стресс и не выполнение простых важных и нужных дел.

Список использованных источников:

1.                Гамезо M. B., Герасимова B. C., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Ось – 89, 2007. – 352 с.

2.                Калинина Т.В., Кудачкин Д.А. Феномен прокрастинации: современные исследования // Приволжский научный вестник. – 2016. – №11 (63). – С.58-61.

3.                Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – №2. – С.22-41.

4.                Маклаков А. Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

5.                Пичил Т. Не откладывай на завтра: краткий гид по борьбе с прокрастинацией. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 81 с.

6.                Сапогова Е. Е. Психология развития человека – М.: Аспект пресс, 2001 – 460 с.

7.                Ширвари О. А., Чёрная Е. Е., Панов В. А., Рябова Е. Е., Руденко Д. Э., Бирюкова С. И., Кузьмина Н. О., Столярова Ю. В., Баранова А. А., Козлова Н. С. Разработка опросника для изучения склонности личности к прокрастинации // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 1105-1113.