Диагностика и развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Колобова О.Л.,

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»,

Республика Беларусь, Гомель

Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками [1, с. 54]. В этот период активно развиваются все психические процессы6 внимание память мышление.

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников", с ярким, образным мышлением.

В психологии способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [2, с. 453].  Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение [2, с. 564].

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Как уже отмечалось, творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

во-первых, деятельность должна вызывать у младших школьников сильные и устойчивые положительные эмоции. Они должны испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет стремление по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею;

во-вторых, деятельность детей должна быть творческой, например драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях;

в-третьих, важно организовать деятельность детей так, чтобы они преследовали цели, немного превосходящие их возможности, уже достигнутый ими уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Для изучения уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста нами было организовано и проведено исследование на базе учреждения образования средней школы № 15 г. Гомеля. В исследовании приняли участие 40 учащихся 1 и 3 классов. Для выявления уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста использовались следующие методики: субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса; опросник креативности Дж. Рензулли.

 Эмпирическое исследование показало, что у большинства испытуемых показатели творческих способностей соответствует возрастной норме. Выявлены достоверные различия между группами учащихся 1 и 3 классов по параметрам творческих способностей: оригинальность более выражена у учащихся 1 класса, чем у учащихся 3 класса; разработанность более выражена у учащихся 3 класса, чем у учащихся 1 класса. Способность продуцировать уникальные идеи более выражены у учащихся 1 класса; способность детально разрабатывать придуманные идеи более выражена у учащихся 3 класса. Большинство младших школьников имеют высокий и средний уровень креативности. Также обнаруживается небольшое число учащихся с очень высоким уровнем креативности. Средний уровень креативности имеют треть учащихся 1 класса и половина учащихся 3 класса. Низкий уровень креативности выявлен у небольшого числа учащихся 3 класса. Выявлены достоверные различия между учащимися 1 и 3 класса по уровню креативности. Уровень креативности выше у учащихся 1 класса, чем у учащихся 3 класса.

Результаты исследования уровня творческого мышления у младших школьников  показали  необходимость проведения дальнейшей работы по развитию творческого мышления у мальчиков и  девочек.

Была разработана программа развития творческих способностей младших школьников. В процессе реализации программы решались следующие задачи: установление дружеской атмосферы, снижение тревожности; развитие самосознания, эмоционально-волевой сферы личности; развитие творческого воображения и мышления; развитие социальных и коммуникативных навыков; развитие творческих способностей; актуализация и развитие личностного потенциала личности; развитие творческих и коммуникативных способностей.

Сравнительный анализ   результатов до и после проведения программы свидетельствовал о положительных сдвигах, выражающихся в повышении показателей беглости, гибкости, оригинальности, разработанности, а также уровня креативности.

Творческие способности ребёнка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий: наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий; создании условий, способствующие развитию творческих способностей как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика. Поэтому выполнение творческих заданий во всех видах деятельности является эффективным способом развития творческих способностей младших школьников.

Список использованных источников:

1                   Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 651с

2                   Крутецкий, В.Н. Психология / В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 594 с.