Лукьянцев Е.С.,
Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины,
Республика Беларусь, г. Гомель
Мотив – это сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием (обоснованием для себя самого) действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны – побуждением к достижению выбранной цели.
Осознанный полностью мотив должен дать ответ, почему (осознание потребности), для чего или ради чего (осознание цели) и почему именно таким способом (учёт обстоятельств) человек будет или уже удовлетворяет возникшую у него потребность [1, с.33].
А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов отмечали, что проблема мотивов является самой труднодоступной и мало изученной проблемой психологической теории. Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом. Более того, неуспех в спорте, неудовлетворенность спортивными достижениями подчас становятся непреодолимой помехой в реализации личностного потенциала и социализации человека в других сферах жизнедеятельности после активных занятий спортом. На передний план выходят проблемы изучения мотивов на разных этапах онтогенетического развития [2, с.14].
Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.
В большой мере специфику механизмов спортивной мотивации определяет принадлежность спортсмена к тому или иному виду спорта. Иными словами, различие в спортивных специализациях оказывает серьезное влияние на формирование особенностей мотивации.
Спортивные психологи выделяют конкретные варианты мотивации, связанной с занятием различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.
Результаты психологических исследований, проведённых спортивными психологами, показывают, что контакт с противником или партнёром так же является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта. Различают 3 основные разновидности контактов: непосредственные (в борьбе, боксе и т.д.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы, теннис, черлидинг и т.д.) и условные (плавание, спортивная гимнастика и т.д.) [3, с.56].
Проведя анализ литературы по данной проблематике, мы предположили, что у девушек, выбирающих занятия черлидингом, преобладают эстетические мотивы.
Мы провели исследование в группе черлидеров (23 девушек) с помощью методики «Мотивы занятий спортом» (Шаболтас А.В.). Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям и суждениям, приведенным в опроснике.
Мотив эмоционального удовольствия – стремление, отражающие радость движения и физических усилий. Данный мотив преобладает у 59% выборки, что обусловлено эстетичностью данного вида спорта.
Мотив социального самоутверждения – стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями, преобладает у 6% испытуемых, это можно объяснить тем, что успехи и достижения в спорте повышает их авторитет в обществе.
Мотив физического самоутверждения – стремление к физическому развитию, становлению характера – у 11% испытуемых, что обусловлено тем, что частые, интенсивные тренировки, способствуют их физическому совершенствованию.
Социально-эмоциональный мотив – стремление к социальным событиям, ввиду их высокой эмоциональности, неформальному общению, социальной и эмоциональной раскованности. Данный мотив преобладает у 5% испытуемых.
Социально-моральный мотив – стремление к успеху своей команды, ради которого необходимо тренироваться. Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.
Мотив достижения успеха в спорте – стремление к улучшению личностных спортивных результатов.Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.
Спортивно-познавательный мотив – стремление к улучшению тактической и технической подготовки. Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.
Рационально-волевой мотив – желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Данный мотив преобладает у 19% испытуемых.
Мотив подготовки к профессиональной деятельности – стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.
Гражданско-патриотический мотив – стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.
Согласно результатам проведённого исследования по методике «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас), в выборке преобладают 5 мотивов: мотив эмоционального удовольствия, социально-эмоциональный мотив, рационально-волевой мотив, мотив физического самоутверждения имотив социального самоутверждения. Мотивы, которые не являются доминирующими для занятия черлидингом: социально-моральный мотив, мотив достижения успеха в спорте, спортивно-познавательный мотив, мотив подготовки к профессиональной деятельности и гражданско-патриотический мотив (рисунок 1).
Таким образом, для спортсменов – черлидеров важны следующие мотивы занятий спортом: стремление, отражающее радость движения и физических усилий; желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности; стремление к спортивным событиям, ввиду их высокой эмоциональности; стремление к физическому развитию, становлению характера; стремление проявить себя.
Данные результаты обусловлены тем, что девушки занимаются спортом, чтобы отдохнуть от учёбы (работы), чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для них– хобби. Спортивные результаты интересуют их в меньшей степени.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что зная доминирующие мотивы занятий черлидингом, мы можем привлекать подрастающее поколение в спортивные секции, стимулировать активность спортсменов, повышать их мотивированность занятий черлидингом.
Список используемых источников:
1 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер.– 2008. – 512 с.
2 Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер.– 2009. – 352 с.
3 Ильинский, С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С.В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии (Серия «Психология»). – 2013. – №1(13). – С.75 – 84.
4 Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И.А. Юров. – М.: Советский спорт. – 2006. – 163 с.