Стратегии поведения в конфликтных ситуациях спортсменов с различными особенностями самоотношения

Молчанова А.А.,

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины,

Республика Беларусь, г. Гомель

Человек - коллективное существо и нуждается в общении с другими. А взаимодействие с другими субъектами может приводить к неизбежным спорным ситуациям, которые впоследствии могут перерасти из обычного спора в полноценный конфликт. В повседневной жизни возникают конфликты различной сложности и направленности. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация [1, с. 51].

Конфликты встречаются в абсолютно любой сфере нашей жизнедеятельности, будь то потасовка в магазине, недопонимание со стороны близких, проблемы во взаимоотношениях с друзьями. Однако, конфликты не обходят и профессиональные виды деятельности, такие как юридическая практика, педагогическая сфера, и,  в частности,  спортивная среда.

Под спортивной средой мы понимаем совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении [2]. В спортивной среде создаются благоприятные условия для освоения обучающимися физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и развития физических кондиций, соответствующих нормативным требованиям спортивных программ. Данная среда способствует в основном воспитанию мотивов долженствования и операциональных компонентов физкультурно-спортивной деятельности в процессе учебной и внеурочной спортивно-массовой работы [3]. Возникновение спортивного коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно- значимой работы. Основным источником и условием формирования спортивного коллектива является социально обусловленная совместная предметная деятельность; в условиях спорта - это совместная физическая, спортивная и соревновательная деятельность.

Неотъемлемой частью жизни спортсменов являются межличностные конфликты, которые могут привести к негативным последствиям. Большинство людей считают, что конфликт — это нечто такое, чего обязательно нужно избегать. Но если более вдумчиво отнестись к данному явлению, то можно прийти к выводу, что конфликт носит не только неизбежный, но и необходимый характер, поскольку поиск благоприятного и позитивного его завершения предусматривает интеллектуальные усилия, которые связаны с анализом причин его возникновения, его поводов, а также путей разрешения и преодоления противоречий, сложившихся между людьми. Интерес к данной проблематике обусловлен тем, что межличностные конфликты могут быть причиной ухудшения самочувствия спортсменов, формирования чувства неудовлетворенности спортивной деятельностью и т. д. [4].

Одним из важнейших отношений социальной жизни человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный про­цесс его самоотношения. Самоотношение как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценност­ными ориентациями, является важнейшим фактором образова­ния и стабилизации ее единства. Выступая устойчивой лич­ностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойства­ми личности. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы пси­хологических особенностей личности [5].

В психологии представлено достаточно большое количество исследова­ний, в которых установлена тесная связь между отношением лич­ности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведени­ем. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творчес­кого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уро­вень самораскрытия в общении. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможно­сти, самостоятельности, энергичности, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешно­сти своих действий в ситуации неопределенности [6]. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими рас­стройствами. Все это  же относится и к спортсменам. Одним из мотивов, побуждающих человека соблю­дать моральные нормы, является его стремление сохранить поло­жительное самоотношение [7]. В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся.

Проблема конфликтов в межличностных отношениях остается острой и значимой для людей всех возрастов и профессий. В связи с необходимостью взаимодействия между субъектами спортивной деятельности возрастает вероятность возникновения конфликтной ситуации. К сожалению, не каждых из нас имеет представление о том, как протекают конфликты, как мы можем разрешать их или как мы можем предотвратить их появление или какие стили поведения в конфликте можно использовать в какой-либо конфликтной ситуации. Разумеется, каждый из нас в силу своих личностных особенностей ситуативно выбирает для себя более подходящий стиль поведения в конфликтной ситуации, в связи с чем возникает вопрос: зависит ли выбор какого-либо конкретного стиля поведения от различных аспектов самоотношения?

Для ответа на этот вопрос нами было организовано и проведено исследование. Целью исследования выступило выявление взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и различными аспектами самоотношения спортсменов. В качестве базы проведения исследования выступили «Гомельский ледовый дворец спорта», «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого» и «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины». Были опрошены 70 юношей: 26 человек – хоккеисты, 17 – баскетболисты, 13 человек – волейболисты, 8 человек – атлеты, 6 человек – вольные борцы, в возрасте 17-22 лет. В качестве диагностического инструментария были использованы такие методики как методика К. Томаса «Стили поведения в конфликте» в адаптации Н.В. Гришиной [8] и методика исследования самоотношения, разработанная С. Р. Пантелеевым и В. В. Столиным [9].

При обработке данных по двум вышеуказанным методикам был проведён корреляционный анализ на предмет взаимосвязи между стилями поведения в конфликтных ситуациях и доминирующими компонентами самоотношения спортсменов. Результаты корреляционного анализа группы спортсменов, у которой преобладает стратегия «сотрудничество», выявили слабый уровень корреляции между стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и компонентами самоотношения. Касательно группы спортсменов, у которых доминирует такая стратегия поведения как «компромисс», то была выявлена средняя корреляция касательно таких компонентов самоотношения как «закрытость» и «самопривязанность». Это говорит о наличии выраженного защитного поведения, присутствия желания соответствовать общепринятым нормам в социуме. А так же об избирательности отношения к своим личностным свойствам, что характеризуется стремлением к изменению лишь некоторых своих качеств, которые сохранят в целости и сохранности остальные другие качества.  У спортсменов, у которых была определена избегающая стратегия поведения, так же была выявлена низкая корреляция между стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и компонентами самоотношения. У группы спортсменов, у которой  доминирует такой стиль поведения в конфликтной ситуации как «приспособление» была выявлена средняя корреляция между стратегиями поведения и такими компонентами самоотношения как «закрытость», «внутренняя конфликтность», «самообвинение», что характеризуется  желанием соответствовать общепринятым нормам, боязнью не понравиться окружающим людям, что выражается в их поведении в социуме. Эта группа спортсменов видит в себе, прежде всего, именно недостатки, не обращая внимания на свои достоинства. Проблемные ситуации, наряду с конфликтными могут актуализировать сложившиеся психологические защиты, в виде порицания, осуждения себя или рационализации своих действий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что спортсменам, которые выбирают такую стратегию поведения в конфликтной ситуации как «соперничество», присуща самоценность, важность своей персоны, что выражается в склонности воспринимать себя как индивидуальную и неповторимую личность. Юноши, которые предпочитают решать свои конфликтные ситуации с помощью стратегии «компромисс» могут демонстрировать такие компоненты самоотношения как закрытость, защитное поведение в общении с другими людьми и самопривязанность, как нежелании изменять какие либо свои качества, чтобы не потерять свою обычную личностную целостность. Те же спортсмены, которые стараются как можно мягче сгладить конфликт, в ущерб себе и в угоду другим, используя стратегию «приспособление», демонстрируют внутреннюю конфликтность, самообвинение, что может влиять не только на поведение в конфликтных ситуациях, но и отражаться на их общении с окружающими.

Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между некоторыми компонентами самоотношения и стилями поведения в конфликтной ситуации.

Список использованных источников:

1.                Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998. – 264 с.

2.                Козырев, Г.И. Основы конфликтологии / Г.И. Козырев. – М.: ИД «Форум» ИНФРА–М, 2007. – 320 с.

3.                Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2001. – 365 с.

4. Фернхем, А.П. Личность и социальное поведение /  А.П. Фернхем, П. Хейвен. СПб. 2001 – 259 с.

5. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: На­ука, 1977. –144 с.

6. Колышко, A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.

7. Якобсон, С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников//Вопросы психологии / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева.  –1989. –№6. –С. 34-41.

8. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. –Т.2. С.69–77.

9. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. – М., 1988. С. 123–130.