Психолого-педагогическое сопровождение урока

Михеева Венера Александровна

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»

Республика Марий Эл, Куженерский район, п. Куженер

Неоднократно высказывались опасения, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений. Урок живёт и побеждает в 21 веке, хотя существует уже четвёртое столетие. За четыре столетия многие ценности  переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход[1].

С введением стандарта нового поколения возрастает значимость психологических знаний в организации образовательной среды школы. А работа психолога становится необходимым элементом в образовательном процессе, неразрывно связанным с профессиональной деятельностью педагогов.

Выстраивая концепцию образовательного процесса школы в условиях реализации ФГОС, мы исходили из следующих позиций:

  • психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно-организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в школьной среде.
  • целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного  развития и успешного обучения ребёнка.

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учётом возрастных особенностей и ситуации обучения);
  • создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД у учащихся с учётом его индивидуальных особенностей [2].

Целеполагание и мотивация учения. Перед начальным и основным образованием ставятся новые цели. Широко известна аксиома: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% детей учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем ещё 20% []. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Использование учителями на уроках информационных компьютерных технологий позволили усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

На уроке всё начинается с постановки цели. Однако, цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным учёных 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30% - если видят; 50% - если видят и слышат; 90% - если говорят, в то время, как делают; 95% - если исследуют, создают сами[3].

Современнный урок – это субъект-субъектные отношения учителя и ученика; это осуществление правильной организации учебной деятельности; управление собственными учебными действиями ученика, стимулирование его активности, благодаря этому ученик сам обучается, а учитель своим умелым управлением способствует этому и тем самым его развитию. Учитель сегодня занимает позицию фасилитатора – сопровождающего, создающего условия для развития ученика, для получения знаний самим учеником.

Осуществление деятельностного подхода при обучении; знание теории управления учебной деятельности; психологических концепций и теорий научения и обучения; личностная готовность учителя к изменениям – вот необходимые условия для организации и проведения современного урока.

Подробнее необходимо остановиться на личностной готовности учителя к изменениям и реалиям времени. В сфере общения мы редко использовали слово «Я», не была развита культура «Я – сообщения», в обществе равных нивелировалась индивидуальность. Сейчас в школе мы получили следующую ситуацию: учитель чувствует одно, думает о другом, а делает третье. Педагог не всегда словесно может сообщить адекватную информацию о себе, о своих чувствах, мыслях, действиях, отношениях. Это затрудняет процесс общения и взаимопонимания с учеником. Поэтому сейчас самой острой проблемой школьного образования и урока, как формы организации образовательного процесса, является проблема коммуникации и установления развитых отношений сотрудничества между учителем и учеником. Это так называемая психологическая основа урока. Исследования показывают, что учащиеся считают проблему отношений учителей и учеников самой актуальной в современной школе. Учителя же эту проблему выдвигают только на седьмое место.

Современный человек – это носитель всех знаний человечества. Основные его характеристики – знания плюс качества личности, отношение к ценностям. Причём отношения личностные, так как определяются личностью и принадлежат лично – каждому человеку в отдельности, а также  мобильность, умение воспользоваться своими знаниями, построить свою карьеру, выйти на рынок труда, «продать» свои знания, умение самопрезентовать себя, а значит сообщить о себе. Всему этому надо учить сегодняшних учеников, а научить сможет только тот учитель, который сам это умеет делать, владеет культурой «Я – сообщения», противостоит усредняющим влияниям среды, сохраняет то личное, что выделяет его как индивидуальность, способен точно зафиксировать своё отношение личностно и вербально. В противном случае задачи, поставленные перед школой, будут решаться неэффективно, длительно, а личностно-ориентированное обучение будет находиться в стадии провозглашения.

Вслед за этим мы определяем другой не менее важный психологический аспект современного урока – это развитие рефлексии всех субъектов образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение предлагает учителю решать проблему постановки целей обучения, разработки плана обучения, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки».

Рефлексия  – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, это сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Отметим, важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии в обучении, является многообразие её форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей. Она может быть вербальной, младшие школьники могут «рисовать свой день», средние – подбирать цвета для закрашивания таблиц с различными элементами выполняемой деятельности, старшие – строить графики изменения параметров своей деятельности на протяжении урока. Начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, обращать внимание детей на осознание того, что они делают и что с ними происходит. Отсутствие работы по развитию рефлексии приводит к тому, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. Развитие личности проходит для неё неосознанно, а значит и неэффективно.

Рефлексивный компонент в деятельности учителя включает ответы на вопросы: Зачем? Что именно? Почему так? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации? При организации будущего урока учитель задаёт себе эти вопросы[4].

Одним из важных вопросов проблемы современного урока является создание благоприятного психологического климата и комфортных условий для каждого ученика и учителя. Радость познания, сотрудничества, взаимообогащения учителя и ученика, благоприятное отношение к школе всех субъектов образовательного процесса – это залог успешности системы образования.

Другой вытекающей проблемой современного урока является использование традиционных способов оценивания учебных достижений учащихся. Актуальной, на наш взгляд, в рамках урока является разработка, апробирование альтернативных способов оценивания достижений учащихся, получение результатов свидетельствующих о положительном влиянии на процесс обучения и личность детей нетрадиционных форм оценивания. Здесь предстоит ещё много работы.

При проведении урока также необходимо учитывать такой аспект - психофизиологические особенности учащихся, связанные с учебной деятельностью. Учителю требуется знание межполушарного взаимодействия, роли правого и левого полушарий в организации мыслительных процессов учащихся, применение этих знаний на практике. Так, например, известно, что стратегии решения задач по геометрии у правополушарных и левополушарных детей совершенно разные, хотя записи в тетрадях выполняются одинаково. Правополушарные дети лучше усваивают значения слов при работе с текстом и подтекстом, им рекомендованы практические манипуляции, и они хуже начинают писать после изучения правила по русскому языку, в отличие от детей с левополушарной специализацией и многое др.  Подчеркнём важную мысль о необходимости использования педагогом различных способов обучения в зависимости от индивидуальных стилей познавательной деятельности учащихся.

  Важное требование к современному уроку – это сохранение здоровья учащегося, как физиологического (это гигиенический режим урока), так и психологического. Учителю необходимо обладать умением психологического анализа урока, навыками саморегуляции, рефлексии, эмпатии,  психотехникой «Я – сообщение», использовать психологические рекомендации по организации урока.

Создание ситуации успеха – одно из условий психологического сопровождения урока. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В опыте многих учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Таким образом, педагогическая  деятельность на уроке и его образовательное пространство непременно должны иметь психологическое обоснование и сопровождение[5]. 

Список источников:

  1. https://zarya64.ru/obrazovanie/391-sovremennyj-urok-novye-obrazovatelnye-rezultaty
  2. https://docs.google.com/document/d/1yUT_B0JSxGShg73DhUTPKibWBag2_xc5qkX4d7HBJw/edit#!&hl=en_US
  3. https://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-osvaivaem-standarti-vtorogo-pokoleniya-906501.html
  4. https://infourok.ru/sovremenniy-urok-psihologicheskie-aspekti-2319920.html
  5. http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=734870